Стальной призрак Брянского леса
посвящается.
Бронепоезд, неповоротливый монстр, намертво привязанный к железной дороге, в 1941-м стал неуловимым призраком, три дня возникавшим ту тут, то там на оккупированной территории. Огнем и внезапностью экипаж «сухопутного крейсера» нанес колоссальный урон врагу, после чего бронепоезд №76, как легендарный «Варяг» был уничтожен своим экипажем.
Бронированная «школьная парта»
Бронепоезд (БЕПО) №76 был учебным. Молодые солдаты НКВД (внутренних войск, по-теперешнему) учились на нем обеспечивать безопасность мостов, переездов и других железнодорожных сооружений.
Война застала «семьдесят шестой» в Орше, и необстрелянные парнишки, толком не изучившие военную науку, сразу оказались в самом пекле. Однако, у них были хорошие учителя. Командиром бронепоезда был капитан В. А. Кононенко, комиссаром – А. П. Коростелев.
Один из первых тяжелых боев случился под Минском. Тогда БЕПО-76 уничтожил 11 вражеских танков, три пулеметные точки, много живой силы противника. Известно, что комиссар и командир за эту операцию были награждены орденами Красного Знамени.
Вооружение неповоротливой машины – четыре 76,2-мм короткоствольных пушки образца 1902 года да восемь зенитных установки из четырех собранных вместе «максимов» каждая. Но, похоже, отцы-командиры научили рабоче-крестьянскую молодежь умело пользоваться этим скромным арсеналом.
Разгром под Комаричами
В самом начале октября учебный бронепоезд оказался в окружении под Брянском. Ветеран бронепоезда № 76 генерал-лейтенант в отставке Б. И. Чугунов рассказывал разведывательном рейде в Комаричи: «Бронепоезд остановился в нескольких километрах от станции. Мы с замполитруком Яновым на бронированном автомобиле рванули вперед. Водитель Лексин остановил бронемашину у перрона вокзала. На станции тишина. На перроне ни души. Наконец, Янов отыскал между постройками «местное население» – двух мальчишек лет семи-восьми. Судя по их настороженным и оживленным физиономиям, все новости им были известны.
– А что, ребята, много здесь немцев?
– Да, дядя, за станцией и на переезде видимо-невидимо. И танки у них есть, и пушки, – взахлеб начал один.
– Их там тысячи, товарищ командир, тысячи! – уточнил паренек постарше и указал в сторону переезда.
– А здесь?
– Здесь нету никого.
– Ну, спасибо! И марш домой, здесь сейчас стрелять будут.
Мальчишки поскучнели, но исчезли.
В комнате дежурного по вокзалу работали все системы связи. Звонили какие-то аппараты, телефон, мигали на пульте лампочки. По своей рации я соединился с бронепоездом, сообщил командиру обстановку.
– Продолжайте наблюдение, — сказал капитан В. А. Кононенко, – мы сейчас подъедем».
И 76-й подъехал! На полной скорости вылетел к переезду и с расстояния в полкилометра обрушился на немецкую колонну. Подбитых танков и бронемашин никто не считал – били как на учениях, без промаха.
Чугунов вспоминает: «Фашисты до первых наших залпов двигались довольно беспечно, чувствовали себя в полной безопасности и не ожидали нападения, а тут – бронепоезд! Гитлеровцы выскакивали из грузовиков, метались, не понимая, откуда летят снаряды. Наши артиллеристы стреляли быстро и точно. Особенно отличался наводчик сержант Жуков. Невысокого роста, худощавый паренек, буквально волчком вертелся у орудия и успевал сделать выстрел раньше других артиллерийских расчетов. В азарте боя мы не сразу заметили, что фашисты, оправившись от растерянности, пристрелялись и начали накрывать нас огнем своих танков. Командир отвел бронепоезд назад. Затем мы еще раз повторили налет, но стрельбу уже вели с закрытых огневых позиций».
Исчезая и появляясь
К тому времени Брянск и Орел были уже заняты врагом, и командиру бронепоезда приказали курсировать по участку Карачев — Брянск уничтожать прорвавшиеся части противника. Однако, после очередного рейда, стало известно, что и Карачев захвачен фашистами. Разведчики БЕПО-76 выяснили, что на карачевской станции полно вражеских эшелонов, идет непрерывная разгрузка и высадка войск. Все улицы города забиты техникой и пехотой.
И бронепоезд устроил немцам сюрприз. Подлетев к станции, он устроил настоящий ад: за короткую атаку по противнику было выпущено более 500 снарядов. Станция взвилась огненными столбами – горели нефтепродукты, рвались боеприпасы.
Но все же бронепоезду пришлось отойти: четыре пушки против мощной группировки противника – не самый лучший расклад.
Однако, только немцы приступили к ликвидации последствий внезапного налета, как на них снова посыпались снаряды: бронепоезд вернулся! И возвращался еще дважды. Всего четыре раза БЕПО-76 атаковал гитлеровцев, захвативших Карачев. «Уже потом, – вспоминает Чугунов, – местные жители, уходившие от оккупантов, рассказывали, что артиллерийским огнем бронепоезда на станции было разбито несколько немецких эшелонов с техникой и боеприпасами».
Сухопутный «Варяг»
«На ночь мы укрыли бронепоезд в лощине у небольшого полустанка, – рассказывал ветеран, – Кочегары и машинисты раздобыли топливо, воду. Мы знали, что находимся в окружении. Но надеялись все-таки прорваться к своим. Поэтому постарались, чтобы бронепоезд был в полной боевой готовности.
С утра до позднего вечера группы самолетов противника беспрерывно бомбили бронепоезд. Мы отвечали огнем счетверенных пулеметных установок, вынуждая врага сбрасывать бомбы с большой высоты, что не причиняло бронепоезду серьезного вреда. Однако фашисты разрушили полотно железной дороги, маневрировать становилось все труднее».
На третий день экипажу бронепоезда удалось связаться со штабом 50-й армии. И там был отдан приказ: бронепоезд взорвать, экипажу пробиваться из окружения.
Бойцы вынули из орудий замки, разбили пулеметы, облили бензином и подожгли броневагоны. В топку паровоза машинисты бросили связку гранат, а затем подорвали вспомогательные платформы…
В продолжение темы похожие новости:
Кто на Брянщине заплатит налог на роскошь?
На поле старого аэропорта сел Boeing-777
Комплексное единоборство в исполнении судебных приставов
Скоро лето?
Красивая жизнь крестьян Орловской губернии
Скоро лето?