Юбилей эпохи крылатых кораблей

2013, 07 сентября 14:52 История Брянщины
Юбилей эпохи крылатых кораблей

Великий праздник 9 сентября мало кто будет отмечать. А ведь в этот день 55 лет назад случилось величайшее событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. Отцом новой эпохи в истории человечества стал наш земляк, Ростислав Алексеев.

 

Преодолевший проклятие медлительности
9 сентября в утренних новостях «Первого канала» бегущей строкой вспомнят, что в этот день родился Лев Толстой, Хью Грант, и даже старшая сестра Наташи Королевой. Вспомнят, что в этот день умер Мао Цзедун а в 1976-м под Адлером в воздухе столкнулись два пассажирских самолета.

Но в новостях не скажут, что ровно 55 лет назад в истории человечества открылась новая эра: величайшее изобретение преодолело «проклятие медлительности» и увеличило скорость движения по воде в десятки раз. Если целые тысячелетия кораблям не удавалось разогнаться быстрее жалких 20 километров в час, то с 9 сентября 1958 года для перевозки пассажиров и грузов по рекам и морям стали доступны скорости в 200, 300 и даже 500 км/ч.

Чтобы оценить невероятность изобретения, представьте флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва», но с экипажем в 50 раз меньшим, а скоростью в 20 раз большей. А ведь такой корабль был построен!

Для мирных целей изобретение оказалось еще более полезным. Так, плавание от Горького до Казани на теплоходе занимало более суток с лишним, а на самолете, с учетом пути до аэродрома, можно было добраться за 4 часа. На кораблях нового типа на путешествие уходило не более восьми часов. И в советские времена за лето по Волге на новом виде транспорта перевозили около 8 миллионов пассажиров.

Даже самое первое, не серийное, почти экспериментальное судно, постройка которого обошлась весьма дорого, окупилось за два года. Серийные же суда начинали приносить чистую прибыль спустя год, а служили десятилетиями.

Невозможную, невероятную революцию в водном транспорте совершил наш земляк, уроженец Новозыбкова Ростислав Алексеев.

Под черным парусом
18 декабря 1916 года в Новозыбкове, в семье учительницы и агронома родился сын. Еще до школы мальчишка «стал конструктором» ‒ выстругивал кораблики и запускал их по речке Ипути. Настоящие, большие корабли Славка увидел в 12 лет, когда родители привезли его в Новороссийск. Паренек днями пропадал в местном яхт-клубе и даже уговорил спортсменов взять его юнгой на небольшую регату.

Вернувшись в Новозыбков, мальчишка продолжил конструирование «корабликов», но теперь они стали не игрушечными ‒ Слава за два года построил три скоростные парусные лодки невиданной конструкции.

Семья Алексеевых в 1933-м переехала в Горький, и этот промышленный город на Волге навсегда определил судьбу Ростислава. Он сам сконструировал и построил яхту, выкрасил парус в черный цвет и на соревнованиях яхтсменов взял на своем «Пирате» первое место. Черный цвет ‒ не попытка эпатажа, просто паруса пришлось шить из разноцветных тряпок, и до окраски они напоминали лоскутное одеяло.

А 75 лет назад, летом 1938-го, Слава победил в большой «Волжской регате». Первый приз ему вручал Валерий Чкалов.

Еще студент, уже конструктор
С 35-го Слава учился на факультете кораблестроения в Горьковском индустриальном институте, и уже там стало ясно, что Алексеев ‒ гений. Однажды его сокурсница не сдала результат многодневной работы ‒ чертеж судна заданного водоизмещения. Высчитывая нагрузки, размеры, формы, вычерчивая по лекалам шпангоуты и обводы, девушка не смогла добиться верного решения.  И тут Алексеев взялся помочь. Он без всяких расчетов и лекал, буквально в несколько движений, набросал чертеж, и оказалось, что все параметры получившегося проекта судна соответствуют заданию.

23-летний студент стал настоящим конструктором: с 1936 года со стапелей Горького, Москвы, Ленинграда и Куйбышева начали сходить яхты, построенные по его чертежам ‒ «Ребус», «Родина», «Русалка». И они были напичканы новшествами. Алексеев сумел создать корпуса, которые при крене сохраняли симметрию, изобрел вращающуюся мачту и изгибающийся гик.

Неприемлемая схема
Ростиславу не хватало скорости. Его возмущало, что на суше удалось вырваться из эпохи тихоходного транспорта, а на воде царствуют принятая тысячелетиями медлительность. И 1 октября 1941 года Алексеев защитил свой дипломный проект ‒ «Глиссер на подводных крыльях».

Проект оценили высоко, но всерьез не приняли. Спустя неделю после защиты Ростислав отправил наркому ВМФ Кузнецову предложение построить скоростной катер-истребитель подводных лодок, приложив готовый проект. Но ответ был отрицательным: «Предлагаемая схема неприемлема, так как ничем не отличается от уже ранее испытанных и обреченных на неудачи».

Но в проект поверил главный конструктор завода «Красное Сормово», на котором работал Алексеев. И выделил конструктору железную будку на понтоне для исследований.

Буржуйка в «КБ Алексеева» нагревала воздух под потолком до сорока градусов, а на полу замерзала вода. Но, вызывая недоумение у коллег, Ростислав после смены на заводе бежал к себе и в одиночку что-то конструировал. И осенью 43-го созданный небольшой катерок развил скорость 30 км/ч. А осенью 45-го следующая конструкция, снабженная автомобильным мотором в 72 лошадиных силы, пролетела над  водной гладью с невиданной для кораблей скоростью ‒ 87 км/ч. Наблюдатели были шокированы ‒ такое считалось невероятным. Поставленный рекорд скорости держался 20 лет.

В генеральные конструкторы через тюрьму
Очевидное для Алексеева оставалось невероятным для остальных ‒ в скоростные корабли по-прежнему не верили. И Ростислав принимает решение… похулиганить. На своем катере он отправляется в Москву.

Хулигана, летающего по Москва-реке задержали и арестовали. И это было здорово ‒ руководство судостроительной отрасли увидело, что немыслимые скорости на воде стали реальностью. Алексееву дали «зеленую улицу».

Летом 57-го, в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве летал уже не кустарно сделанный катерок, а пассажирский теплоход «Ракета». Корабль увидели сотни тысяч людей и, что важно, руководство страны. До начала эры крылатых кораблей оставалось совсем немного.

9 сентября 1958 года по решению Министерства речного флота РСФСР было заложено первое серийное судно на подводных крыльях типа «Ракета». Предварительный этап идей, догадок, проб и ошибок был пройден, кустарщина осталась в прошлом, как и тысячелетнее проклятие тихоходности. Началась эпоха ‒ эпоха полета по воде.

Две тысячи человек под руководством Алексеева на протяжении 15 лет ежегодно проектировали, строили и испытывали по 15-20 новых моделей. Вслед за «Ракетой» появились крылатые «Метеор»,  «Спутник», «Беларусь», «Чайка», «Буревестник», «Волга», морские «Комета» и «Вихрь». Самая первая серийная «Ракета» прослужила четверть века, преодолела 1 206 000 (30 экваторов Земли!) и перевезла 1 865 000 пассажиров.

Сегодня в мире эксплуатируется более полутора тысяч скоростных теплоходов, 80% из них ‒ конструкции Алексеева.

Страсть к скорости
Алексеев страстно любил скорость. В Горьком, в военные годы он изобрел велосипед на паровой тяге. Когда тот взорвался, обварив конструктора кипятком, Ростислав записался в мотоклуб и получил в пользование трофейный мотоцикл. Потом сам собрал автомобиль «Фольксваген-КДФ». Расшифровка аббревиатуры раскрывала секрет конструкции машины: «Картон, дерево, фанера». Затем была такая же «Татра». И только получив Ленинскую премию, конструктор купил в 1962  году «Победу».

Ростислав Евгеньевич всегда нарушал правила дорожного движения ‒ несся с запредельной скоростью. Когда коллега спросил, почему Алексеев едет 120 там, где положено 60, конструктор привел простые расчеты и резюмировал: «за 20 лет я сэкономил 90 рабочих дней за счет превышения скорости по дороге на работу».

Стремительности кораблей на подводных крыльях конструктору тоже не хватало, и он начал разрабатывать еще более скоростные аппараты. Это были экранопланы, не только скользящие по воде, но полностью отрывающиеся от поверхности. Кроме того, они могли «выходить» на сушу.

Каждую свою разработку Алексеев испытывал сам. В 75-м на испытательном полете-плавании десантного экраноплана «Орленок» Ростислав Евгеньевич тоже был в кабине управления. На борту находились и члены межведомственной комиссии ‒ специалисты министерства и различных НИИ. В какой-то момент случилась авария ‒ корпус не выдержал перегрузок, корма со стабилизаторами оторвалась, в  машину хлынула вода.

61-летний щуплый конструктор в одно движение вышвырнул крепкого пилота из кресла, нырнул на его место и повел машину сам. И корабль, и самолет, у которого отвалится треть корпуса, обречены на гибель. Но детище Алексеева под его управлением успешно прошло более сорока километров. Члены комиссии, находящиеся в «Орленке», только тогда узнали об аварии, когда экраноплан остановился, выйдя на берег.

Крах
Самое худшее, когда народ перестает контролировать тех, кому доверяет власть. Тогда власть имущие начинают использовать вверенные им полномочия не во благо народа, а по своей прихоти. Будь то предприятие, отрасль или государство, но это всегда приводит к краху.

Вот и в промышленности Советского Союза в 70-х начали появляться первые признаки разложения. После спасения переломившегося «Орленка», конструктора наградить бы надо, а его неубиваемую машину скорее дорабатывать и пускать в производство. Но… Но кто-то из чиновников министерства, поняв, что чуть не погиб, настоял на отстранении Алексеева. И гения перевели в рядовые конструкторы.

Еще до этого, когда Алексеев разрабатывал экранолет, способный взлетать до 7000 метров, председатель Госкомитета по судостроению заявил: «Тем, что летает выше телеграфного столба, наше министерство не занимается!»

Чем дальше ‒ тем больше. Вдруг оказалось, что каждый мелкий чиновнишка может принимать решение по собственной прихоти, использовать вверенную ему народом власть для реализации собственных амбиций. Карьеристы лезли в генеральные конструкторы, но гениальных решений от них ждать уже не приходилось, и идеям Алексеева они не давали ход.

Но Ростислав Евгеньевич все равно работал, мечтал, проводил эксперименты и испытания до самой смерти. Умер Алексеев 9 февраля 1980 года.

Уже в без Алексеева, по инерции, был создан экранолет «Лунь» ‒ тот самый, который по огневой мощи сравним с ракетным крейсером «Москва», были и другие работы. Но начавшиеся в 70-х процессы разрушили не только невероятные летающие корабли, не только систему скоростного речного и морского транспорта, но и страну, в которой совершили великую скоростную революцию водного транспорта.

Читайте также


Новости регионов


20.11.2024 16:45
Век литературы
Смоленская писательская организация отметила юбилей. В большом концертном зале областной филармонии прошёл торжественный вечер, посвящённый 100‑летнему юбилею Смоленской писательской организации. Её создание в 1924 году инициировал Михаил Исаковский. В 90‑е годы была образованы областная организация Союза писателей России под руководством поэта и литературного критика Виктории Бобарыкиной, а также региональное отделение Союза российских писателей, которое возглавил поэт и публицист Владимир Макаренков. Сегодня писательское
20.11.2024 16:44
Миллиарды на развитие
Озвучены основные параметры бюджета региона — 2025. Как будет жить область в ближайшие годы, какие проекты будут реализованы, на что будут направлены бюджетные средства и сохранит ли главный финансовый документ региона социальную направленность? Ответы на эти и другие важные для каждого жителя Смоленщины вопросы прозвучали во время состоявшихся 11 ноября публичных слушаний, посвящённых проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026/27 год.