Можно ли использовать символы ЧМ по футболу FIFA 2018 в рекламе?
Очередной вопрос, поступивший в колонку ФАС касается размещения символов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в рекламе своей продукции (товаров).
В связи с подготовкой и предстоящим проведением на территории Российской Федерации мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и в целях достижения единообразия практики применения положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции») при квалификации действий, нарушающих имущественные права FIFA,
ФАС России сообщает.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
При этом согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
Таким образом, с учетом положений пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 20 Закона №108-ФЗ не допускается реклама:
— формирующая у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
— вводящая в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
— вводящая в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
С учетом изложенного в случае выявления признаков нарушения такие действия в зависимости от своей правовой природы могут быть квалифицированы в качестве нарушения запретов Федерального закона «О рекламе» и Закона о защите конкуренции.
4 мая 2018 года вступили в силу поправки в ст.20 Закона о чемпионате мира по футболу, отдельные подзаконные акты и статью 53 Закона о защите конкуренции, внесенные Федеральным законом от 23.04.2018 № 91-ФЗ.
Внесенные изменения позволят антимонопольному органу возбуждать дело по признакам нарушения правил добросовестной конкуренции, предусмотренных Законом о чемпионате мира по футболу, без выдачи предупреждения.
При этом с учетом плотного графика проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и в связи с необходимостью оперативного пресечения выявленных нарушений имущественных прав FIFA планируется максимальное сокращение сроков рассмотрения подобных дел.
Поправки будут применяться до 15 августа 2018 года включительно.
Теперь же предупреждения выдаваться не будут. Будут возбуждены дела и назначен штраф в максимально короткие сроки.
Согласно ст. 14.33 КоАП РФ незаконное использование символики FIFA – нарушение ст.14.8 Закона о защите конкуренции – влечет назначение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей.