О недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации

2021, 12 августа 11:23 Колонка УФАС

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области часто поступают вопросы о разъяснении некоторых положений Федерального закона «О защите конкуренции»  о недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации.На вопросы ответила заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Александровна Новикова.

Согласно абзацу 3 пункта 2 части 4 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Суду по интеллектуальным правам (далее также – СИП) в качестве первой инстанции подсудны дела об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий. В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» с учетом положений абзаца третьего пункта 2 части 4 статьи 34 АПК РФ, пункта 15 статьи 4 и статьи 14.4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании решений федерального (территориального) антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации. Исходя из части 8 статьи 44, статьи 48 Закона «О защите конкуренции» тому же суду подсудны дела об оспаривании решений антимонопольных органов об Об особенностях рассмотрения дел о нарушении запрета, установленного статьей 14.4 Закона «О защите конкуренции» 2019-108610(1) 2 отказе в возбуждении и о прекращении дела о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации. Таким образом, СИПу в качестве суда первой инстанции подсудны как итоговые решения антимонопольного органа по делу о нарушения запрета, установленного статьей 14.4 Закона «О защите конкуренции» (решение о признании действий нарушением антимонопольного законодательства и решение о прекращении рассмотрения дела), так и решения антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, принятые в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции». Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд. В силу пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 дела по спорам о признании судом актом недобросовестной конкуренции действий правообладателя, связанных с предоставлением правовой охраны товарному знаку, также подсудны Суду по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции на основании пункта 2 части 4 статьи 34 АПК РФ, поскольку решение суда по такому делу является в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ основанием признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку. Таким образом, СИП в качестве суда первой инстанции рассматривает также в рамках искового производства дела по спорам о признании актом недобросовестной конкуренции действий правообладателя, связанных с предоставлением правовой охраны товарному знаку, по которым антимонопольный орган привлекается к участию в судебном рассмотрении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора. Согласно статье 14.4 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг. При этом под недобросовестной конкуренцией подразумеваются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение Идентификатор 2019-108610(1) 3 преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»). Таким образом, для выявления акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», а именно: — осуществление действий хозяйствующим субъектом – конкурентом; — направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; — противоречие указанных действий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; — причинение или способность причинения указанными действиями убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения ущерба его деловой репутации. Недоказанность хотя бы одного из вышеперечисленных признаков исключает признание действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции. В свою очередь, антимонопольный орган осуществляет рассмотрение заявления и приложенных к нему доказательств в том объеме, в котором они представлены заявителем, а также оценивает те действия лица, которые заявителем указываются в качестве нарушения антимонопольного законодательства. Анализ судебных актов, принятых СИПом по данной категории дел, показывает, что для признания действий правообладателя по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак актом недобросовестной конкуренции в рамках рассмотрения судебного дела СИП устанавливает следующие обстоятельства: — факт использования спорного обозначения иными лицами до даты подачи ответчиком (под ответчиком понимается правообладатель соответствующего товарного знака) заявки на регистрацию этого обозначения в качестве товарного знака; — известность ответчику факта использования такого обозначения иными лицами до даты подачи им заявки на регистрацию его в качестве товарного знака; — наличие на момент подачи ответчиком заявки на регистрацию этого обозначения в качестве товарного знака конкурентных отношений между ответчиком и истцом; — наличие у ответчика намерения (цели) посредством приобретения исключительного права на такое обозначение (приобретение монополии на него) Идентификатор 2019-108610(1) 4 причинить вред истцу или вытеснить его с товарного рынка путем предъявления требований, направленных на пресечение использования спорного обозначения, либо получить необоснованные преимущества за счет использования обозначения, известного потребителю ранее в связи с деятельностью истца; — причинение либо вероятность причинения истцу вреда путем предъявления требований о прекращении использования спорного обозначения. При этом СИП указывает, что установлению подлежит вся совокупность вышеназванных обстоятельств, поскольку при недоказанности хотя бы одного из элементов состава, действия лица не могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции (например, судебные дела №№ СИП-131/2017, СИП-501/2017, СИП522/2017, СИП-754/2018 и другие). Кроме того, СИП подчеркивает, что исследованию подлежат как обстоятельства, связанные с самим приобретением исключительного права, так и последующее поведение правообладателя, свидетельствующее о цели такого приобретения. При этом недобросовестность правообладателя должна быть установлена в период, предшествующий обращению с заявкой на регистрацию обозначения в качестве товарного знака (знака обслуживания), поскольку именно в этот момент реализуется намерение (умысел) на недобросовестное конкурирование с иными участниками рынка посредством использования исключительного права на товарный знак, предусматривающего запрет иным лицам применять для индивидуализации товаров и услуг тождественные или сходные обозначения. Последующее же поведение правообладателя может лишь подтверждать либо опровергать тот факт, что при приобретении исключительного права на товарный знак он действовал недобросовестно. В связи с этим особое внимание СИП уделяет установлению намерений правообладателя, поскольку для признания действий нарушителя актом НДК необходимы сведения о целеполагании предполагаемого нарушителя (осознанном совершении им действий, направленных на нечестную конкуренцию), а также о масштабах и возможности влияния нарушения на конкуренцию в целом. Данная правовая позиция отражена в решении Суда по интеллектуальным правам от 26 января 2015 г. по делу № СИП-626/2013, где указано, что недобросовестность поведения проявляется прежде всего в умысле на получение преимуществ над конкурентами. Отсутствие конкурентов или монопольное положение нарушителя делает такие действия бессмысленными. Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения как недобросовестной конкуренции следует обратить внимание на цель совершения противоправных действий. Для такой квалификации они должны быть направлены на получение преимуществ перед конкурентами при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что в судебных актах СИП неоднократно Идентификатор 2019-108610(1) 5 указывал на то, что определяющим для признания конкретных действий недобросовестными является не упоминание их в главе 2.1 Закона «О защите конкуренции», а то, охватываются ли они составом недобросовестной конкуренции в том виде, в котором этот состав охарактеризован в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» и статье 10.bis П

Читайте также


Новости регионов


02.07.2025 11:18
Первая работа
Учреждения здравоохранения региона пополнились молодыми профессионалами – ещё 20 человек трудоустроены в медицинских организациях – все они завершили целевое обучение в 2024 году. Каждому из специалистов перечислена единовременная выплата в рамках региональных мер поддержки «Ежегодно 100 тысяч рублей получают фельдшеры и медсёстры со средним медицинским образованием, работающие на станциях «Скорой медицинской помощи», 200 тысяч рублей
02.07.2025 11:16
Для активных и инициативных
В регионе появится больше возможностей  для развития и раскрытия потенциала молодёжи – Смоленщина получит почти 127 млн рублей из федерального бюджета на создание молодёжного центра «Витамин» в Вязьме и молодёжного пространства «Энергия» в Гагарине в 2026 году.  Об этом стало известно по результатам конкурса «Регион для молодых», вошедшего в нацпроект «Молодёжь и дети». Хорошей новостью
02.07.2025 11:15
Ключи от новой жизни
До конца года за счёт регионального бюджета приобретут 279 квартир для детей-сирот в 25 муниципальных округах и ещё 16 квартир – на федеральные средства (в Смоленском, Починковском и Кардымовском округах). Об этом сообщил губернатор Василий Анохин по итогам заседания Правительства области, на котором обсуждался вопрос обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «Понимаю,
02.07.2025 11:14
Даёшь, молодёжь!
Как регион сотрудничает с РБ по воспитанию подрастающего поколения? Губернатор Василий Анохин принял участие в пленарной сессии «Молодёжь России и Белоруссии – наследники Великой Победы и будущее Союзного государства» – мероприятие  было организовано в рамках XII Форума регионов соседних государств, который прошёл 25–27 июня в Нижнем Новгороде. Смоленщина накопила богатый опыт взаимодействия с РБ –
02.07.2025 11:13
«Дорогами Победы»: Смоленск – в центре внимания
Столица региона стала частью автопробега, приуроченного к 80‑летию Победы в Великой Отечественной вой­не. Смоленск стал значимой остановкой в рамках автопробега «Дорогами Победы», посвященного 80‑летию Великой Победы. Город-герой радушно встретил делегации из Санкт-­Петербурга (Ленинграда), Волгограда (Сталинграда) и Севастополя. Традиционным хлебом-­солью и народной песней Смоленщина приветствовала участников акции, инициированной Заксобранием Санкт-­Петербурга. Впервые автопробег вышел на международный уровень, связав Россию и Белоруссию. Акция, связавшая
02.07.2025 11:12
Парламентский союз: Как будут сотрудничать Смоленская область и Татарстан
Заксобрания нашего региона и Татарстана подписали соглашение о сотрудничестве. Церемония прошла в Республике Татарстан. Свои подписи в документе поставили председатель Смоленской областной Думы Игорь Ляхов и глава Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин. Он призван активизировать развитие межпарламентских связей, способствовать расширению депутатского взаимодействия в сферах законотворчества и правоприменительной практики, а также выработке единой позиции при внесении законодательных инициатив в Федеральное Собрание РФ. Новая страница
Город32
О проекте Персональные данные Рекламодателям Партнёрам Правовая информация Карта сайта Архив
Go32.ru оперативно публикует актуальные новости Брянска и Брянской области. Политика, экономика, спорт, культурная жизнь, происшествия в Брянске. Все, о чем становится известно нам, мы тут же сообщаем нашим читателям. © 2011—2025

Статистика


Яндекс.Метрика