О недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации

2021, 12 августа 11:23 Колонка УФАС

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области часто поступают вопросы о разъяснении некоторых положений Федерального закона «О защите конкуренции»  о недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации.На вопросы ответила заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Александровна Новикова.

Согласно абзацу 3 пункта 2 части 4 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Суду по интеллектуальным правам (далее также – СИП) в качестве первой инстанции подсудны дела об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий. В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» с учетом положений абзаца третьего пункта 2 части 4 статьи 34 АПК РФ, пункта 15 статьи 4 и статьи 14.4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании решений федерального (территориального) антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации. Исходя из части 8 статьи 44, статьи 48 Закона «О защите конкуренции» тому же суду подсудны дела об оспаривании решений антимонопольных органов об Об особенностях рассмотрения дел о нарушении запрета, установленного статьей 14.4 Закона «О защите конкуренции» 2019-108610(1) 2 отказе в возбуждении и о прекращении дела о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации. Таким образом, СИПу в качестве суда первой инстанции подсудны как итоговые решения антимонопольного органа по делу о нарушения запрета, установленного статьей 14.4 Закона «О защите конкуренции» (решение о признании действий нарушением антимонопольного законодательства и решение о прекращении рассмотрения дела), так и решения антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, принятые в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции». Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд. В силу пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 дела по спорам о признании судом актом недобросовестной конкуренции действий правообладателя, связанных с предоставлением правовой охраны товарному знаку, также подсудны Суду по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции на основании пункта 2 части 4 статьи 34 АПК РФ, поскольку решение суда по такому делу является в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ основанием признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку. Таким образом, СИП в качестве суда первой инстанции рассматривает также в рамках искового производства дела по спорам о признании актом недобросовестной конкуренции действий правообладателя, связанных с предоставлением правовой охраны товарному знаку, по которым антимонопольный орган привлекается к участию в судебном рассмотрении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора. Согласно статье 14.4 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг. При этом под недобросовестной конкуренцией подразумеваются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение Идентификатор 2019-108610(1) 3 преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»). Таким образом, для выявления акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», а именно: — осуществление действий хозяйствующим субъектом – конкурентом; — направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; — противоречие указанных действий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; — причинение или способность причинения указанными действиями убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения ущерба его деловой репутации. Недоказанность хотя бы одного из вышеперечисленных признаков исключает признание действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции. В свою очередь, антимонопольный орган осуществляет рассмотрение заявления и приложенных к нему доказательств в том объеме, в котором они представлены заявителем, а также оценивает те действия лица, которые заявителем указываются в качестве нарушения антимонопольного законодательства. Анализ судебных актов, принятых СИПом по данной категории дел, показывает, что для признания действий правообладателя по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак актом недобросовестной конкуренции в рамках рассмотрения судебного дела СИП устанавливает следующие обстоятельства: — факт использования спорного обозначения иными лицами до даты подачи ответчиком (под ответчиком понимается правообладатель соответствующего товарного знака) заявки на регистрацию этого обозначения в качестве товарного знака; — известность ответчику факта использования такого обозначения иными лицами до даты подачи им заявки на регистрацию его в качестве товарного знака; — наличие на момент подачи ответчиком заявки на регистрацию этого обозначения в качестве товарного знака конкурентных отношений между ответчиком и истцом; — наличие у ответчика намерения (цели) посредством приобретения исключительного права на такое обозначение (приобретение монополии на него) Идентификатор 2019-108610(1) 4 причинить вред истцу или вытеснить его с товарного рынка путем предъявления требований, направленных на пресечение использования спорного обозначения, либо получить необоснованные преимущества за счет использования обозначения, известного потребителю ранее в связи с деятельностью истца; — причинение либо вероятность причинения истцу вреда путем предъявления требований о прекращении использования спорного обозначения. При этом СИП указывает, что установлению подлежит вся совокупность вышеназванных обстоятельств, поскольку при недоказанности хотя бы одного из элементов состава, действия лица не могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции (например, судебные дела №№ СИП-131/2017, СИП-501/2017, СИП522/2017, СИП-754/2018 и другие). Кроме того, СИП подчеркивает, что исследованию подлежат как обстоятельства, связанные с самим приобретением исключительного права, так и последующее поведение правообладателя, свидетельствующее о цели такого приобретения. При этом недобросовестность правообладателя должна быть установлена в период, предшествующий обращению с заявкой на регистрацию обозначения в качестве товарного знака (знака обслуживания), поскольку именно в этот момент реализуется намерение (умысел) на недобросовестное конкурирование с иными участниками рынка посредством использования исключительного права на товарный знак, предусматривающего запрет иным лицам применять для индивидуализации товаров и услуг тождественные или сходные обозначения. Последующее же поведение правообладателя может лишь подтверждать либо опровергать тот факт, что при приобретении исключительного права на товарный знак он действовал недобросовестно. В связи с этим особое внимание СИП уделяет установлению намерений правообладателя, поскольку для признания действий нарушителя актом НДК необходимы сведения о целеполагании предполагаемого нарушителя (осознанном совершении им действий, направленных на нечестную конкуренцию), а также о масштабах и возможности влияния нарушения на конкуренцию в целом. Данная правовая позиция отражена в решении Суда по интеллектуальным правам от 26 января 2015 г. по делу № СИП-626/2013, где указано, что недобросовестность поведения проявляется прежде всего в умысле на получение преимуществ над конкурентами. Отсутствие конкурентов или монопольное положение нарушителя делает такие действия бессмысленными. Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения как недобросовестной конкуренции следует обратить внимание на цель совершения противоправных действий. Для такой квалификации они должны быть направлены на получение преимуществ перед конкурентами при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что в судебных актах СИП неоднократно Идентификатор 2019-108610(1) 5 указывал на то, что определяющим для признания конкретных действий недобросовестными является не упоминание их в главе 2.1 Закона «О защите конкуренции», а то, охватываются ли они составом недобросовестной конкуренции в том виде, в котором этот состав охарактеризован в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» и статье 10.bis П

Читайте также


Новости регионов


17.04.2024 11:24
«Я не могу подвести тех,кто мне доверяет»
Депутат Виталий Вовченко – о становлении и сегодняшней работе Смоленской областной Думы. Виталия Владимировича Вовченко по праву можно назвать одним из старожилов смоленской политики, за его плечами – три депутатских срока в Смоленском горсовете, причём два из них он отработал в статусе председателя. В 2018 году он стал депутатом областной думы шестого, а 2023 году – седьмого созывов. С чистого листа – Виталий Владимирович, в 2024 году Смоленская областная
17.04.2024 11:22
Шанс для деревни
Как в регионе поддерживают сельских жителей. В Смоленской государственной сельскохозакадемии под председательством спикера регионального парламента Игоря Ляхова состоялось расширенное совещание на тему социального контракта. В нём приняли участие около ста глав сельских поселений региона, а также студенты профильного вуза. Дело молодое В этот раз о возможностях господдержки рассказали прежде всего молодой аудитории. И это не
17.04.2024 11:21
Сохранить людей на селе
Жителям Сафоновского района рассказали об условиях социального контракта. В Сафонове состоялась встреча, на которой жители района подробнее узнали о социальном контракте. Важнейшая мера господдержки направлена на улучшение жизни людей с небольшим доходом. Мероприятие прошло под председательством спикера регионального парламента Игоря Ляхова, в нем приняли участие депутаты Смоленской областной Думы Нина Снытина и Елена Гераськова, отраслевые специалисты правительства региона и главы сельских поселений. Поддержка
17.04.2024 11:19
Запасной выход
Как повышают уровень безопасности в школах? На прошлой неделе на первый план вышли вопросы безопасности в учреждениях образования, которые губернатор Василий Анохин   держит на личном контроле. В связи с инцидентом, который произошёл в школе №18 областного центра, глава региона провёл совещание с участием руководителей правоохранительных органов, региональных МЧС и Роспотребнадзора, а также глав муниципалитетов. Напомним,
17.04.2024 11:17
Что посеем…
Аграрии Смоленской области приступили к весенне-полевым работам. Символический старт посевной кампании дал губернатор Василий Анохин,  который побывал на полях крупнейшего смоленского предприятия по производству куриных яиц – «Птицефабрики „Сметанино”». Для создания собственной кормовой базы компания выращивает зерно и рапс, ежегодно наращивая объёмы производства. «Все муниципальные районы области уже приступили к весенним полевым работам и активно
17.04.2024 11:14
Скорая помощь больнице
На прошлой неделе губернатор Василий Анохин навестил в Вяземской ЦРБ Александру, которая вместе с мамой пострадала при обрушении путепровода в Вязьме,  и в настоящий момент  проходит лечение в больнице. «Рассказал Саше, что в Москве операция у мамы прошла успешно, и она идёт на поправку. Сама девочка получила травму колена, но у врачей опасений за её