Дмитрий Кузин: «Платный контент – только с согласия абонента»

2014, 10 июня 14:46 Лента новостей
Дмитрий Кузин: «Платный контент – только с согласия абонента»

Практически все владельцы мобильных телефонов сталкивались с проблемой списания средств со счетов своих мобильных телефонов за информацию, картинки, видео, участие в викторинах, которые не заказывались, за СМС-сообщения, направленные на короткие номера. О том, насколько это законно, рассказывает Дмитрий Кузин, заместитель руководителя управления Роскомнадзора по Брянской области.

– Дмитрий Владимирович, оказание «дополнительных услуг» без согласия абонента и даже также без предупреждения о размере платы за них – привычная практика. Иногда средства списывались и за услуги, которые не были предоставлены. Это законно?

– На Ваш вопрос можно ответить просто и прямо: незаконно и никогда не было законно. Но, к сожалению, законодательство до последнего времени не устанавливало жестких правил предоставления таких услуг, чем пользовались многие компании, а это огромный бизнес, существующий как надстройка над системой подвижной радиотелефонной связи. И они пользовались тем, что люди в подавляющем большинстве не осознают последствий своих ответов на получаемые через СМС предложения, например, пожилые или дети, зачастую, не понимают самих вопросов, так они сформулированы, испытывают трудности с отключением подключенной из любопытства или по какой-либо другой причине услуги, поскольку сделать это было намного сложнее, чем подключить. Слышал, что были и случаи явного мошенничества, связанные с незаконной установкой на абонентский терминал специального программного обеспечения, которое перехватывало управление смартфоном и само скрытно отправляло СМС с подтверждением регистрации. Но с 1 мая 2014 года, со вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», деятельность операторов связи по предоставлению дополнительных информационных услуг введена в достаточно четкие рамки и ограничена условиями. Операторы связи не смогут больше безнаказанно «навязать» дополнительные услуги абоненту.

– Что именно не смогут навязать?

– Закон дает четкое определение, что такое «контентные услуги». Это вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности. Абонентам предоставляется возможность получать на пользовательское оборудование в сетях связи за плату справочную, развлекательную и иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах.

– И какие ограничения накладывает закон?

– Закон устанавливает, что эти дополнительные услуги могут оказываться только с согласия абонента. Причем, оператор обязан однозначно идентифицировать абонента и достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг. А до получения согласия абонента оператор связи должен предоставить ему информацию о тарифах и кратком содержании услуг, о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг. Предусмотрен и другой вариант удобный тем абонентам, которые желают получать контентные услуги постоянно или систематически. Это создание оператором отдельного лицевого счета, предназначенный только для оплаты данных услуг в пределах денежных средств, находящихся на данном счете. Такой счет открывается только на основании обращения абонента. Оплата контентных услуг с отдельного счета позволит избежать несанкционированного списания средств, предназначенных для телефонных разговоров.

– Это хорошо, но если все-таки списали и, кажется, незаконно. Что делать?

– Обращаться: сначала с претензией к оператору, если ответом и действиями оператора не будете удовлетворены, то – в суд или к нам, в надзорный орган. За несоблюдение требований закона ответственность операторов связи установлена.

Читайте также


Новости регионов