Регион – это предприятие
Виктор ГРИНКЕВИЧ — человек в регионе известный. Но его участие в праймериз «Единой России» для многих открыло Виктора Григорьевича с новой стороны: его предложения вызывают не только поддержку переполненных залов, но и интерес серьёзных экономистов.
— Виктор Григорьевич, одно из ваших предложений, которое до сей поры не звучало из уст экономистов, производственников и политиков, — сгруппировать предприятия по месту реального проживания собственника. Расскажите о нём подробнее.
— С формальной точки зрения нет никакой разницы, где находится собственник — в регионе, за его пределами или даже за границей России. Но давайте разберёмся в нюансах.
Если собственники никак не связаны с регионом, то власти субъекта Федерации слабо могут влиять на происходящее на производстве. Они могут взаимодействовать только в вопросах окружения предприятия, при решении внешнезаводских задач. В основном это касается сетей и инфраструктуры. В меньшей степени — социально-бытовых условий работников, не более.
Для решения любых более серьёзных вопросов придётся выходить либо на другие регионы, либо, когда речь идет о крупных холдингах, на Правительство России.
Можно ли при этих объективных условиях наладить взаимодействие? Вне сомнений. Но это потребует значительного времени и ресурсов.
— С местными бизнесменами власти легче вести разговор?
— Судите сами. Люди живут на территории региона, они интегрированы в местный социум, они глубже понимают существующие региональные проблемы. Большинство из нас, — а я отношусь именно к этому слою предпринимателей, — либо подхватили умирающее предприятие в вдохнули в него жизнь, либо начали бизнес с нуля. Для каждого из нас производство — как дитя, каждый трепетно относится к своему бизнесу. Да и приросли мы корнями к родной земле. Фактически все региональные проблемы — это наши проблемы.
Интересы региональной власти и наши интересы во многом совпадают изначально, а решения власти для нас небезразличны. Каждое назначение в административных органах мы ожидаем, вглядываясь в кандидатуры, — Брянская область невелика на самом деле, достоинства и таланты каждого известны. Если москвичам все равно, то мы заинтересованы в правильном выборе губернатора — нам здесь жить и работать с этими людьми.
— Значит ли это, что региональное предпринимательское сообщество готово давать советы или рекомендации по назначению конкретных чиновников?
— А вы видели, чтобы предприниматель вмешивался в дела другого хозяйствующего лица? Бизнесмены, как никто другой, понимают, что ответственность за формирование команды и результаты её работы лежат на руководителе. Поэтому только «капитан» имеет право набирать «команду корабля».
Вообще советы, оценки всегда носят субъективный характер. А к формированию команды лучше было бы подойти системно — создать перечень публичных требований для каждой должности и сделать отбор максимально прозрачным. Это позволит привлечь профессионалов, и никто не попрекнёт, что кто-то «пролез по знакомству».
— Ещё одно нововведение в ваших предложениях — сегментация предприятий по удельной налоговой нагрузке. Что это такое?
— Согласитесь, если средств на всё не хватает, то их нужно направить на важнейшие направления. Так, на войне главные силы не распыляют по фронту, а собирают там, где планируется атака, прорыв, продвижение.
А что есть главные силы в экономике региона с точки зрения пополнения бюджета? Смотрите: в производстве пива на Брянщине работает около трехсот человек. Но только акцизов за год набегает более полумиллиарда. То есть триста человек генерируют 500 миллионов, пополняющих бюджет. Разделите эту сумму на количество работников и получите удельную налоговую нагрузку на работника.
Подобные расчёты следует провести по каждому предприятию. И понять, где минимальные бюджетные вложения в экономику приведут к максимальному результату. Поэтому брянских бизнесменов зовут в другие регионы — строить подакцизные производства. Руководители там прекрасно понимают, что это дело не простое — начать производство с нуля, наладить сбыт. Но экономический расчёт показывает, что для бюджета — это очень эффективное решение.
— А в чём эффективность предложения о прикреплении малых предприятий к флагманам?
— На поддержку малого бизнеса и инноваций до сих пор тратились сотни миллионов в год. И где же результат? То же — с инновациями. Оказывается, абстрактные инновации и непонятно на кого ориентированный бизнес на рынке не нужны.
Но в Брянске и области есть флагманы — крупные предприятия, которые уверенно чувствуют себя на рынке. Но и они вынуждены закупать продукцию и услуги, которые по силам производить малому бизнесу, чаще всего — за границами региона, и деньги утекают из области.
Но во всём мире вокруг крупных предприятий появляется целая когорта малых, работающих на потребности флагмана индустрии.
Крупное предприятие может помочь малому бизнесу территориями, помещением, с газом, теплом, электричеством. Малое предприятие получит гарантированный сбыт и будет расти и технологически, и экономически вместе с флагманом. А большой завод сможет сократить свои издержки, получить гибкость в поставках и при необходимости в модернизации закупаемой продукции.
Задача власти — оказывать поддержку именно такому малому бизнесу. И это даст реальный экономический эффект.
— Как ещё власть может поддержать экономику и бизнес?
— Предприниматели стремятся к понятным правилам игры, и стабильность законодательства — первая основа развития экономики. Умный закон должен работать долго, правила не должны меняться, нельзя трясти экономику как грушу. Но есть ещё и огромный слой «самозанятых». Микропредприниматель кормит себя и свою семью, а его душат налогами. Это недопустимо. То, что он не обращается к власти за подачками, что он самостоятелен, — уже отлично. Дешёвый патент — и работай!
То же с торговлей — ей не надо помогать в отличие от производства, но не нужно и мешать. Следует внятно и публично отрегулировать деятельность и дать жить, не меняя правил.
— Виктор Григорьевич, вы рассуждаете скорее как политик, чем как бизнесмен. И в то же время сугубо политических тем не поднимаете…
— Многим предпринимателям свойственно экономическое мышление, политику я вижу только как один из инструментов развития экономики. «Голая» политика — это игра в слова, настоящая политика — средство улучшения жизни людей.
Регион — это большое и сложное предприятие, которое должно преуспевать, и здесь все завязано на экономику и управление. Как в гигантском холдинге, важно выстроить систему, она — залог результата. Но — не под конкретного человека, тогда она становится уязвимой. Система должна быть универсальной, и в неё уже встраивается личность, которая в зависимости от своих качеств, своих успехов может двигаться вверх или вниз на «социальном лифте». Это — азбука управления.
Недопустима и кадровая чехарда. Если я, как собственник, назначаю директора предприятия, то ему потребуется время, чтобы войти в курс дел. Поэтому я считаю, что частая смена губернаторов — зло. Если менять руководителя региона через полтора-два года, ничего, кроме ненужной лихорадки, не будет. Нужна стабильность на деле.