Стальные героиСтальные герои. О вкладе железнодорожников Смоленщины в Великую Победу.

2020, 13 мая 14:02 Лента новостей
Стальные героиСтальные герои. О вкладе железнодорожников Смоленщины в Великую Победу.

Как в первые дни войны работала железная дорога? Как подпольщики боролись с фашистами при помощи «угольных» мин? Кто выводил из-под огня цистерны с горючим?

 

Сбили темп врага

Смоленск бомбили уже на третий день войны — 24 июня 1941-го… Железнодорожники быстро восстанавливали повреждённые пути, и по ним снова шли поезда. Транспортный узел продолжал работать.

Уже 3 июля из находившегося на Западной дороге 5741 вагона с воинскими грузами 2520 были сосредоточены на Смоленском узле, где ежедневно выгружали по 40-45 оперативных эшелонов. Освобождавшийся подвижной состав использовался для отправки эвакогрузов и вывоза имущества военных складов. Именно по железным дорогам, несмотря на частые вражеские бомбардировки, обеспечивалась доставка всего необходимого для снабжения Красной Армии.

Свою эффективность на смоленской земле в условиях военного времени показали специальные ремонтные поезда, которые давали вторую жизнь мостам, путям, линиям связи. Бригадам этих мастерских на колёсах приходилось выезжать в самое пекло, трудиться сразу после сражений.

На улицах Смоленска завязывались ожесточённые бои. Они продолжались и после 29 июля, когда осаждённые войска получили приказ оставить город, вплоть до 10 сентября. Железнодорожники покидали город, когда бои шли уже на его окраинах, а начальник станции Смоленск-Центральный Георгий Васильев и другие железнодорожники уезжали последним поездом…

Смоленское сражение сбило темпы фашистского наступления. Областной центр героически оборонялся, став на два месяца стеной для продвижения гитлеровцев к Москве. После его сдачи осенью 1941 г. в городе возникает подполье. Часть железнодорожников использовала работу при немцах для диверсий. Конечно, не каждый мог отважиться на такие опасные для жизни поступки.

Подпольщики повреждали детали паровозов, выводили из строя средства сигнализации и связи, водоснабжения, размораживали паропроводы, изготавливали «угольные» мины, подбрасывая их в уголь, минировали железнодорожные пути. Риск был огромный. Так, в феврале 1942 г. в депо Смоленск было завезено 42 «угольные мины», а в пяти паровозах взорвались миномётные снаряды, заложенные в жаровые трубы. Немцы не могли считать это случайностью. Борьба отчаянных патриотов с хорошо организованным военным оккупационным аппаратом германской армии была неравной. В 1942 г. большинство подпольщиков казнили…

 

Трофей машиниста

Машинист Борис Болотин вёл состав с горючим из Вязьмы к осаждённому Смоленску, считая своим долгом оправдать оказанное ему доверие. Гордился, что в совершенстве овладел искусством манёвра, мог обмануть воздушного пирата. Ушёл от бомб и на этот раз. Во время обратного рейса на станции Присельской сообщили: близ Ярцева выброшен десант. Болотин решил прорваться. Мимо десанта гитлеровцев он проскочил на полном ходу. Но вскоре увидел, что впереди путь загромождён разбитыми вагонами. Ловушка! Тогда машинист подорвал паровоз и стал пробираться к Вязьме. У переправы через Днепр слышались крики и выстрелы. Болотин обошёл переправу стороной, но неожиданно столкнулся с немецким офицером. Бежать бессмысленно. Офицер пытался узнать, используя карту,  о расположении советских войск. Вдруг раздалась автоматная очередь — офицер упал, а Болотин с картой в руках нырнул в кусты. Его трофей оказался очень важным для командования нашей частью, в расположение которой вышел машинист. Болотин вернулся в Вязьму, снова водил поезда. О подвигах Болотина и его товарища машиниста Михаила Кручинина, которому вместе с красноармейцами довелось с оружием в руках отстаивать состав с боеприпасами, рассказывалось тогда в «боевых листках». Мужество и отвага железнодорожников отмечены высокой наградой Родины — они были удостоены ордена Ленина.

 

Цистерны из огня

Над Вяземским железнодорожным узлом фашистские самолёты появились 26 июня 1941 г. С того дня город становится прифронтовым. Вяземские железнодорожники под непрерывными бомбёжками водили поезда к Западному фронту, обеспечивая своевременную доставку войск и военных грузов.

Знаком «Почётному железнодорожнику» наградили тогда помощника машиниста Марию Журавлёву. Во время ночного налёта на Вяземский узел она маневровым паровозом вывела из огня цистерны с горючим. Действуя самоотверженно, работники станции и паровозного депо спасли ещё несколько составов, подготовленных для отправки на фронт.

Многие работники магистрали сражались в партизанских отрядах. На героической Смоленщине, между Вязьмой и Оршей, пролёг путь партизанской славы железнодорожников-заслоновцев. В свой поход ушёл из Вязьмы легендарный партизанский командир, железнодорожник Константин Заслонов, героически погибший в неравном бою с гитлеровцами. Машинист сформировал боевые группы из железнодорожников, которые впоследствии проводили опустошительные рейды по немецким тылам.

25 сентября 1943 г. войска Красной Армии освободили город, а спустя два месяца через станцию Смоленск-Центральный снова пошли военные эшелоны на фронт.

 

ВАЖНО

25 сентября 2019 г., в День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков, в сквере у железнодорожного вокзала Смоленска открылся памятник воинам-железнодорожникам. В годы Великой Отечественной войны воины 1, 6 и 26-й отдельных железнодорожных бригад, проявляя беспримерное мужество, самоотверженность и героизм, осуществляли заграждение и техническое прикрытие стальных магистралей на подступах к столице, а впоследствии максимально быстро восстановили на территории Смоленской области железнодорожные узлы: Смоленск-Сортировочный, Смоленск-Центральный, Красный Бор, Колодня и Гнёздово.

 

Сергей БАБАРЫКО, 
Ирина ГУБЧИК
Материал и фото предоставлены Службой корпоративных коммуникаций МЖД 
и Технической библиотекой 
на станции Смоленск.

Читайте также


Новости регионов


02.04.2025 11:45
По «золотому кольцу»
О состоянии проходящих через Смоленщину федеральных дорог говорили в ходе прошедшей встречи губернатор Василий Анохин и глава Федерального дорожного агентства Роман Новиков. Стороны подписали допсоглашение к меморандуму о развитии федеральной, региональной и местной дорожной сети Смоленской области.   Одна из тем обсуждения – ремонт трассы Р-132 «Золотое кольцо». На эти цели уже заложены федеральные средства, которые
02.04.2025 11:44
Накануне посевной
1500 тонн минеральных удобрений получат бесплатно смоленские аграрии от ПАО «Дорогобуж». Хорошей новостью с сельхозпроизводителями поделился губернатор Василий Анохин, который провёл в Москве рабочую встречу с вице-президентом ПАО «Акрон» Владимиром Кантором и генеральным директором ПАО «Дорогобуж» Владимиром Куницким. Стороны обсудили вопросы сотрудничества по развитию АПК и реализации ряда социальных проектов. Известно, что большую часть удобрений
02.04.2025 11:43
К полёту готов!
Полный цикл производства беспилотников планируют запустить в Смоленске. Вопросы создания центра по разработке и изготовлению дронов обсудили в ходе рабочей встречи в Москве губернатор Василий Анохин и министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Как отметил губернатор, для запуска такого производства в регионе есть всё необходимое: компетенции, материально-­техническая база, а также действующие компании по изготовлению деталей и частей аппаратов. «Нужно объединить эти ресурсы в единую мощную организацию,
02.04.2025 11:41
Сохраним и отстроим
Регион получит федеральную поддержку на реализацию ряда проектов. Совет Федерации единогласно одобрил все предложенные правительством региона проекты по развитию здравоохранения, транспортной, спортивной инфраструктуры и сохранению культурного наследия на Смоленщине. «Это главный итог «Часа субъекта РФ» на пленарном заседании СФ – ключевого события Дней Смоленской области в верхней палате парламента», – подчеркнул губернатор Василий Анохин. Напомним,
26.03.2025 10:54
Слышать и знать
В Десногорске установят мемориал для увековечения памяти защитников Отечества, погибших в зоне специальной военной операции. Об этом сообщил губернатор Василий Анохин – вопрос обсуждался на встрече с участниками СВО и их семьями, которая состоялась в городе атомщиков на прошлой неделе. «Пообщались, обсудили много важного. Мы должны слышать и знать, что волнует семьи наших защитников, заботиться о них в это непростое время. Обсудили медицинскую и социальную реабилитацию
26.03.2025 10:53
Пассажирское сообщение
«Дороги и транспорт сегодня в центре внимания», – заявил губернатор Василий Анохин, который на прошлой неделе посетил выставку коммунальной и дорожной техники в центре Смоленска (транспортные средства представили ведущие российские и белорусские компании), а после принял участие в заседании итоговой коллегии профильного регионального ведомства. «За последние 5 лет в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» построены,
Город32
О проекте Персональные данные Рекламодателям Партнёрам Правовая информация Карта сайта Архив
Go32.ru оперативно публикует актуальные новости Брянска и Брянской области. Политика, экономика, спорт, культурная жизнь, происшествия в Брянске. Все, о чем становится известно нам, мы тут же сообщаем нашим читателям. © 2011—2025

Статистика


Яндекс.Метрика