2004-й: начало. 1 часть интервью губернатора Брянской области.
Остановиться, оглянуться и попробовать объективно оценить, вспомнив, как и с чего начинался почти уже 8-летний «марафон» губернатора Денина. Попутно еще раз вглядеться в самые очевидные и совсем неочевидные препятствия. Такую задачу мы ставили перед собой. Посчитали, что лучше сделать это вместе с Дениным, а для этого нет жанра, более подходящего, чем интервью. В нем Николай Васильевич рассказывает о разном. Точнее — о времени, Брянщине и о себе.
– Николай Васильевич, чтобы определиться с тем, где мы находимся и куда идем, сначала нужно вспомнить: откуда — идем? Поэтому 2004-й год вспомнить нужно непременно. Какой Вы приняли область? С чем столкнулись, заняв губернаторский кабинет на проспекте Ленина?
– Любой управленец, приходящий руководить областью, вначале задался бы, наверное, вопросом, что там у нас было с общественным кошельком — бюджетом? Задал его в самом конце 2004 года и я. И сразу получил удар под самый «дых»: на уже запланированное повышение зарплаты бюджетникам в областной казне на 2005 год не было заложено ни гроша.
Кстати, еще до моего вступления на губернаторский пост мы, депутаты Госдумы, рекомендовали руководителям регионов, не имевшим в полном объеме средства на повышение зарплаты бюджетникам, сделать это в два этапа – по 10 процентов. Это было бы менее болезненно для региональных бюджетов.
Но областной депутатский корпус 2004 года принимал бюджет на 2005 год на фоне предвыборной избирательной кампании. Надо ли говорить о том, что он получился политическим? Это означало, что в бюджете не были предусмотрены социально значимые расходы почти на 2 миллиарда рублей. То есть обязательства были, а денег на них – нет. Расходы на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы оценивались почти в 900 млн. рублей. На выполнение законов по социальной поддержке ветеранов и жертв политических репрессий нужно было еще 360 млн. рублей.
Плюс ко всему депутаты приняли региональный стандарт по оплате жилищно-коммунальных услуг на 10% ниже федерального. Это выглядело красиво, но реальных источников возмещения бюджетных потерь не было. Что повлекло дополнительную нагрузку на местные бюджеты. В итоге областная казна на 2005 год была принята с максимально возможным дефицитом в 722 млн. рублей. Ценой этих и других ошибок, назовем это так, стало дополнительное привлечение в 2005 году 575 млн. рублей кредитов коммерческих банков.
– Это был риск?
– Да, мы рисковали, закладывали имущество. Но эти деньги нужны были для выплаты той самой повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы и единовременных денежных выплат по льготам. Кроме того, была и огромная проблема задолженности. Кредиторская задолженность по заработной плате с начислениями по консолидированному бюджету области на 1 января 2005 года составляла около 90 миллионов рублей. Задолженность по зарплате в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве составляла без малого 200 миллионов рублей. На некоторых предприятиях зарплату не выплачивали по году и больше. Особенно значительным был долг по зарплате перед селянами. К тому моменту более 200 сельхозпредприятий области прекратили производить продукцию. А это означало массовую потерю рабочих мест, дальнейшее сжатие налоговой базы. И как результат – потеря перспективы, упадок глубинки. Вот те цифры и факты, с которых мы начинали. Вот точка отсчета.
Вы знаете, кстати, о чём прежде всего спросил меня на встрече в 2005 году Президент Владимир Владимирович Путин? Разговор тогда начинался с погашения задолженности по зарплате.
Меня спрашивают иногда, как, мол, ты, получив в 2004 году такое разбалансированное «хозяйство», не растерялся. Не было такого. Было чувство, будто гонишь вагонетку в гору: отойти от неё нельзя, отпустить невозможно. И только одно – надо катить, чтобы не быть раздавленным.
О какой растерянности речь? Я же пришел во власть не со школьной скамьи, ситуацию знал не понаслышке. Все памятные лихие 90-е руководил крупным предприятием с мощной социальной базой. Четыре средних школы, дома культуры, медицинские пункты. Все это нужно было содержать, ремонтировать – по сути, это была мини-область. И опыт работы депутатом областной Думы, депутатом Государственной Думы – он многое дал. Поэтому испу-гать меня было просто нечем.
– Какая сфера, отрасль, проблема беспокоили больше всего? На что пришлось направить наибольшие усилия?
– Много нервов помотали долги энергетикам и газовикам. В 2005 году задолженность за электроэнергию превышала 1 миллиард (!) рублей. Веерные отключения замучили всех. Помните, как легко тогда пользовались рубильниками? Сегодня вас отключаем, завтра их. По часам. Независимо от того, платил ты или нет. Дело доходило до того, что несколько часов Брянская область вообще была во тьме. Остановились троллейбусы…
Встал вопрос, кто будет управлять коммунальным хозяйством, состояние которого было аховое? Многие приезжали, смотрели, и, узнав про такие долги, тихо отходили. Только компания «Российские коммунальные системы» взялась за это, казалось, безнадежное дело. Сейчас некоторые критики, крепкие задним умом, считают, что это был плохой, негодный партнер. Да, ситуация и сегодня в коммуналке непростая. Но уже шесть зимних сезонов эта отрасль сработала без серьёзных сбоев, аварий, жители Брянска надёжно обеспечиваются теплом из сезона в сезон. У нас было 25 взрывоопасных подвальных котельных. Мы ведь жили как на пороховой бочке. При нынешних СНИПах и изменениях в подходах к пожарной безопасности остались бы без отопления. Коммунальные системы закрыли эти котельные, вместо них за счёт собственных ресурсов построили четыре новые современные котельные.И нарушений по тарифам, которые устанавливало государство, у нас не было.
Но я еще раз вернусь к областному бюджету. Мы выживали во многом за счет поступлений из федерального центра – в 2004 году они составляли более половины доходной части бюджета. Продолжался рост убыточных предприятий в промышленности. Под бременем убытков и других неурядиц рухнули многие предприятия, которые не так давно были на хорошем счету.
Ситуация на селе складывалась еще более плачевно. Область, ранее поставлявшая сельхозпродукцию на внешние рынки, во многом зависела от других регионов. Почти 80 процентов продовольствия завозили со стороны, теряя рынки сбыта и создавая доходную базу для других регионов. Была забыта слава Брянщины как главного производителя картофеля в России. Добрая половина ферм и тракторных станов превратилась в руины…
Занимая выгодное положение в историческом центре России, гранича одновременно и с Украиной, и Белоруссией, область никак не смогла превратить этот факт в мощный экономический ресурс.
– Какими были первые шаги?
– Мы занялись анализом ситуации в экономике, финансах, чтобы понять, на что область может рассчитывать, на что мы должны обратить внимание в первую очередь. В почти критической ситуации сделали все, чтобы решить проблему финансового обеспечения повышения заработной платы в бюджетной сфере. Я благодарен бюджетникам за их терпение и понимание. Потом изыскали ресурсы на единовременные выплаты ветеранам и труженикам тыла. В 2005 мы приняли программу реформирования системы управления общественными финансами, которая на специальном конкурсе в Министерстве финансов была признана одной из лучших в стране. В качестве поощрения за это область получила из федерального бюджета почти 62 млн. рублей. И, конечно, мы взялись за комплекс мер по повышению уровня собственных доходов.
– Ко времени Вашего прихода в областную администрацию отношения с федеральным центром на тот момент добрыми назвать нельзя было. Как они восстанавливались? И как это отразилось на казне традиционно дотационной Брянской области?
– Приведу такие цифры. В 2004 году на дороги область получила из федерального бюджета всего миллионов 40. А по другим направлениям участие федерального центра в проблемах нашего региона было ещё мизернее или нулевым. Так и бывает, когда федеральный центр ведет свою политику, а на местах – свою. Помните, как это было? Мы не дадим строить завод по производству кока-колы… Мы не будем американское потреблять… Мы капиталистов не допустим. А в проигрыше оставалась область, её жители.
Это сегодня приходит понимание, что не должен руководитель ставить своё самолюбие выше благополучия людей. И понимание того, что эффективно работать вне единой системы взаимоотношений «регион — федеральный центр — муниципалитеты», вне вертикали власти, нельзя. Здесь мне очень помогла моя работа в Государственной Думе, в партии «Единая Россия». Именно там были сформированы многие деловые связи, отношения, которые и сегодня служат во благо Брянщины.
– Как изменился бюджет за 8 лет? Можно ли с помощью цифр сравнить положение в области тогда и сейчас?
– Конечно. Показатели доходов консолидированного бюджета: 2005 год – 12 млрд. рублей, 2011 год – 38 млрд. рублей. Возросли более чем втрое. Расходы консолидированного бюджета: 2005 год – 12,4 млрд. рублей, 2011 год – 40,3 млрд. рублей. Рост – тоже более чем втрое. Если в 2005 году на поддержку сельского хозяйства из бюджета было направлено 498,5 млн. рублей, то в 2011 – 2,8 млрд. рублей. Почти 6-кратный рост. В текущем году мы планируем увеличить поддержку сельского хозяйства до 3 млрд. рублей.
Да, поступления из федерального бюджета и сегодня составляют существенную долю в структуре доходов консолидированного бюджета, но 60 процентов – это наши налоговые и неналоговые доходы.
Мы оптимистично восприняли слова теперь уже премьер-министра Дмитрия Медведева на недавнем заседании Госсовета. Речь шла о том, что процесс расширения ресурсной базы регионов и местного самоуправления должен расширяться. В частности, было бы правильно передать на эти уровни власти дополнительные до-ходы от предполагаемого увеличения акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а все передаваемые из федерального бюджета субсидии и субвенции регионы могли бы использовать без избыточной регламентации сверху. За счет этого будут значительно расширены объемы ресурсов, которым регионы и муниципалитеты смогут распоряжаться самостоятельно.
Развитие региональной налоговой базы и реального сектора экономики – это как раз тот ресурс, который обеспечивает системный подход к решению стоящих перед областью задач.
В продолжение темы похожие новости:
Владимир Путин поздравил губернатора Денина с Днём Победы
Депутаты приняли закон «О выборах губернатора Брянской области»
Михаил Милачёв ушёл с поста главы Новозыбкова
Россия и Украина уточняет расположение государственных границ
Члена избирательной комиссии оштрафовали на 2000 за незаконную выдачу бюллетеня
Пресс-конференция губернатора (+ видео)