Удочка для муниципалитета. 4 часть интервью губернатора Брянской области.

2012, 26 июня 16:41 Политика
Удочка для муниципалитета. 4 часть интервью губернатора Брянской области.

Четвертая часть интервью губернатора — о реализации на Брянщине реформы местного самоуправления. О том, почему наша область сразу пошла на её реализацию в полном объёме. О переменах в глубинке и проблемах, которые были вызваны этими переменами. Глава региона расскажет также о ситуации в самом крупном муниципалитете — городе Брянске.

— На востоке говорят: не дай Бог жить в эпоху реформ. Одна реформа пришлась на годы вашего управления областью. Речь о значительных изменениях на муниципальном уровне. Вас, Николай Васильевич, много критиковали за то, что на Брянщине к реализации реформы местного самоуправления приступили без переходного периода. Спустя годы как вы оцениваете такой решительный подход? Какие уроки преподала и преподаёт реформа? Что нужно сделать, чтобы муниципальная глубинка менялась быстрее?
— Я стоял и стою на том, что радикальные изменения в местном самоуправлении запоздали. Убеждён, если бы воспользовались ещё трёхлетним периодом, то потеряли больше. У любой реформы есть две стороны. Одна из них — издержки. Но в данном случае эти издержки несмертельны, и при соответствующей законодательной корректировке вполне преодолимы.
Прежняя, существовавшая до конца 2005 года на Брянщине административная вертикаль власти, насчитывавшая около полутысячи местных администраций, была слишком жёсткой, душившей на корню инициативу «снизу», буквально насаждавшей иждивенческие настроения. Уже в первой половине 2007 года мы завершили непростой, громоздкий процесс разграничения имущества между районами, городами, городскими и сельскими поселениями, т.е. создали основу для экономического развития территорий. Плюс за 2005 и 2006 годы организовали  повышение квалификации более 800 муниципальных работников.  Помню, как некоторые тогда выступали против оснащения сельских администраций компьютерной техникой, дескать, деревня, разломают все за пару-тройку месяцев. Не разломали, освоили. Скептики, конечно, могут спросить: ну и каков результат, стала ли муниципальная власть ближе к населению, стала ли более самостоятельной и инициативной? Но надо понять, что мы находимся в начале пути. Принять законодательную базу, организовать проведение новых процедур — всё это даётся не так сложно, как добиться изменений в мышлении, сломать укоренившиеся стереотипы. Отвыкнуть от поедания дармовой рыбы трудно, но ещё труднее привыкнуть к инициативной работе удочкой. Вот пока мы и видим, как муниципальные управленцы учатся только держать удочку.
— И это получается не у всех. В одном из своих публичных выступлений вы говорили, что более 90 процентов собственных доходов имеют только два муниципальных образования — Ржаницкое сельское поселение Жуковского района и Троебортновское поселение Севского района.
— Я зайду с другой стороны. А там — 226 муниципальных образований (это около 80 процентов), которые имеют уровень налоговых и неналоговых доходов менее 30 процентов. В то же время 57 муниципалитетов их получают от 30 до 70 процентов, четыре — от 70 до 90 процентов. Как видите, картина неоднозначная, хотя надо признать, что темных красок здесь намного больше и что пока в глубинке доминирует иждивенческий, малоинициативный стиль. Да, существует одна большая проблема: муниципальные полномочия недостаточно обеспечены финансово, но здесь очень важно, как ведут себя управленцы. Одни умеют только жаловаться, другие — жаловаться и просить, третьи же воспринимают этот неблагоприятный объективный фактор как вызов и начинают действовать. Это самые ценные руководители.
Одним из важных показателей работы муниципалитетов служит анализ исполнения в прошлом году плана по налоговым и неналоговым доходам. В этой таблице сразу видна группа муниципалитетов, добившаяся максимального  прироста налоговых и неналоговых доходов. Это — Клинцы, Новозыбков, Карачевский, Почепский, Трубчевский районы. А города Сельцо, Стародуб, Клетнянский, Красногорский районы и город Брянск, где проживает около трети населения региона и производится более 60 процентов областной промышленной продукции, план по собственным доходам провалили. К слову, Клинцы и Почепский район наряду с городом Фокино, Унечским, Климовским и Навлинским районами сократили ещё и бюджетную недоимку. Что можно увидеть за перевыпол-нением или недовыполнением плана по сбору собственных доходов? Если доход больше, значит налоговая база увеличилась, а это, в свою очередь, означает, что на территории открылось какое-то новое производство, больше стало предпринимателей — значит территория развивается.
Финансовый критерий — очень важный, но не единственный, которым оценивается ситуация в муниципалитетных образованиях. Скажем, всем известно, в каком состоянии там жилой фонд. Толковые, разворотливые, неравнодушные руководители никогда не упустят случая и возможности улучшить здесь ситуацию. Одна из таких возможностей — участие в региональных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Но если города Клинцы, Новозыбков, Сельцо, Дятьково, Карачев, Севск, несколько сельских поселений Брянского района, Клетне, Комаричи, Белая Берёзка — наиболее активные участники этих программ, то минимум активности проявляют здесь власти города Почепа, а  Унечское и Выгоничское городские поселения за пять лет действия закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» так и не приняли участие в названных программах. Интересуюсь, может там нет проблемы капитального ремонта многоквартирных домов? Нет, говорят в ответ, там она тоже  острая…
Или взять такую проблему, как обеспечение жильём детей-сирот. У нас здесь ситуация тяжёлая — на начало года в очереди состояло 3165 человек. Все предыдущие годы на эти цели выделялись из казны крохи. С учетом сложности ситуации мы утвердили региональную программу «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой в областном бюджете в 2012-2015 годах предусмотрено увеличение средств на эти цели в 4 раза  — по 100 миллионов рублей ежегодно. Ещё более значительные средства  на жилье для детей-сирот даёт федеральный бюджет. В каждый муниципалитет деньги пришли. И вот я смотрю, как на местах торопятся приобрести для сирот жильё? Пока оно приобретено только в четырёх муниципалитетах — в Дятьково, Злынковском районе, Новозыбкове и Клинцовском районе. Причём где-то в этих муниципальных образованиях приобретают жильё для сирот  не только за счёт областного бюджета,  но и решают проблему за счёт чернобыльского жилья или используя ресурсы самих муниципальных образований. Остальные районы и города,  включая и город Брянск, пока недопустимо медлят.
— Здесь ваш, Николай Васильевич, оппонент может сказать примерно следующее: но ведь ответственность и за слабое исполнение местных бюджетов, и за неучастие в программе капремонта жилья, и за медлительность в покупке «сиротского» жилья (тут можно приводить и другие критерии) вместе с муниципальными руководителями должны разделить и вы, т.к. их приводят к власти по вашей рекомендации. Скажите, ещё не успели разочароваться в, по сути, назначенческой  схеме? Может, дать возможность самому населению избирать руководителей местного самоуправления? Не побоялось же это сделать руководство страны на региональном уровне.
— Но прошу заметить, это сделано очень аккуратно, осторожно, с оговорками, исключающими приход во власть случайных персон. Что касается, как вы говорите, назначенческой схемы на муниципальном уровне, то я уже не раз отмечал, что она неидеальна, но нельзя терпеть и когда посредством так называемого «всенародного» избрания на волне популистских настроений у руля района или города оказывается никчёмная, а то и общественно опасная фигура. За годы реализации муниципальной реформы мы сталкивались с такими ситуациями. Считаю, что само время, реальная практика определят наиболее верную схему формирования власти муниципалитетов.
У меня часто спрашивают, почему не снимите того, другого, третьего… Они-де не справляются. Но очень часто, как выясняется, люди формируют свои окончательные выводы на основе личных ощущений и пристрастий. Этого для принятия решения мало. Одного кадрового кнута недостаточно, а тем более, если ещё и душит дефицит финансовых средств. Мы для муниципалитетов стараемся вводить, своего рода, стимулирующие «пряники». К примеру, несколько лет назад учредили Праздник урожая среди муниципальных районов, который проводится по итогам сельскохозяйственного года. Ежегодно три лучших района получают по 20 миллионов рублей на благоустройство райцентров. Потом такие праздники распространили и на сельские поселения — для поощрения тройки лучших заложили в областном бюджете 7 с половиной миллионов рублей. Кроме того мы в бюджете этого года предусмотрели 5-миллионные дотации районам и городам, где высокое качество бюджетного процесса. Ещё 3 миллиона пойдут на гранты тем муниципалитетам, которые в своей деятельности достигли наилучших показателей. По 5 миллионов рублей выделяем муниципальным образованиям, удостоенным почётного звания партизанской славы. Но чтобы получить этот грант, мало одного героического прошлого, необходимо потрудиться, чтобы донести его до ныне живущих на тех территориях. 25 миллионов рублей предусмотрено в областном бюджете на стимулирование социально-экономического развития территорий муниципальных районов и городских округов.
В эту стимулирующую систему  вписывается и областной конкурс на лучшее муниципальное образование по инвестиционной привлекательности. В нынешнем году по этому направлению лучшими признаны Жирятинский, Новозыбковский и Стародубский районы. Им тоже выделены гранты. Мы даже поощряем субсидиями внедрение в  местном самоуправлении эффективных систем освещения. В прошлом году такую субсидию получило Унечское городское поселение, а в нынешнем их получат Дубровское и Ка-рачевское.
Начиная с 2005 года  выделяем средства на строительство и ремонт дорог в городах и посёлках, на благоустройство территорий больниц и школ. Более двух миллиардов рублей пошло на эти цели. Так что помощь муниципалитетам — многоканальная. Другое дело — как на местах используют все возможности. Одни делают это лучше, другие — хуже, третьи…
— Но тогда, наверное, и получать должны менеджеры муниципальной власти по-разному: одни — больше, другие — меньше. Вы в прошлом году на областном совещании ассоциации муниципальных образований выступили с инициативой разработать не только механизм, с помощью которого можно было бы определять эффективность работы муниципальных руководителей, но и систему контроля за тем, как будет реализовываться этот механизм. О том, что хватит нам уравниловки и обезлички в оценке управленческого труда, совсем недавно говорил и президент Путин.
— К сожалению, очень трудно ломать привычный ход вещей. Я это вижу по неторопливости, с которой реагируют на новые и оправданно жесткие подходы и наши службы. В первую очередь, это относится к управлению по работе с муниципальными образованиями. Констатировать, регистрировать, наблюдать за процессами в глубинке — это у нас более-менее     получается, а вот влиять на них — увы, здесь всё обстоит хуже.
Я постоянно говорю, что бюджетных денег никогда не хватает, что надо активнее изыскивать другие законные способы. 131-й федеральный закон, регулирующий жизнь глубинки, предусматривает один из таких способов — самообложение. Это когда поселения сами решают сброситься для того, чтобы то ли отремонтировать систему водоснабжения, то ли починить освещение, то ли обустроить кладбище. Эти взносы — абсолютно добровольные, используются они всегда исключительно эффективно, так как человек, выкладывающий деньги из своего кармана, всегда вправе спросить, как они потрачены. Тем и хороша практика самообложения, что она формирует активную общественную позицию, воспитывает в людях ответственность, учит контролировать власть. Но у нас эта практика используется пока только в пяти районах и только в отдельных поселениях. В местном самоуправлении, к сожалению, живучи равнодушие и иждивенчество. Сотрудники нашей областной администрации, побывавшие недавно в одном из погарских поселений, в ответ на жалобы местной власти предложили помощь в покупке и доставке стройматериалов, а ремонтные работы, сказали, пусть уж сделают местные мужики. В ответ услышали: вы и достаньте, и доставьте, и сделайте нам всё под ключ. А вот еще пример. Руководитель Скрябинского культурно-досугового центра Выгоничского района на днях обратилась к Президенту страны с просьбой оказать помощь в ремонте мягкой кровли дома культуры. Встает вопрос: разве о протекающей крыше сельского учреждения культуры не знают местный глава администрации и глава администрации района? Скорее всего знают, но почему тогда не приняли меры? Проще направить послание в столицу? Такие подходы к решению проблем можно объяснить прежде всего безответственностью муниципальных руководителей. Кстати, мы ввели в практику отчеты глав крупных сельских поселений на еженедельном рабочем совещании у Губернатора, где присутствуют мои заместители, руководители профильных областных департаментов, комитетов, управлений. Весьма полезная форма взаимодействия: сам факт отчета главы сельской администрации повышает уровень ответственности муниципального руководителя, взыскательный диалог помогает более полно выявить сильные и слабые стороны муниципальной власти, принять оперативные решения по тем или иным проблемам.
— Николай Васильевич, обратимся теперь к делам и проблемам самого крупного муниципального образования — города Брянска. Наверняка, в вашей деятельности они занимают львиную долю времени.  Скажите, что из происшедшего в об-ластном центре в последние годы вызывает у вас наибольшее удовлетворение и что, напротив, тревожит более всего? К слову, как-то одному из нас довелось услышать случайно обронённую реплику о том, что «за один восстановленный из руин Дворец имени Гагарина Денину можно всё простить».
— Кто-то сказал, что «понимание — сильнее прощения». У нас многие конфликты, недоразумения идут от нежелания понять, в том числе — понять логику действий власти. «Гагаринский» дворец считался гиблым объектом. Ещё бы: целых 10 лет простоять законсервированным в самом центре города. Не знаю, но для меня он в таком виде служил бы каждодневным упрёком в бездействии или неспособности что-то предпринять. То есть, всего-то надо было встревожиться и начать действовать.
Что в нынешнем Брянске более всего устраивает? Ну, например, то, что он стал в последние годы  более современным и благоустроенным городом, то, что теперь в нашем областном центре есть ледовые дворцы. А ведь не было ни одного. Трудно понять иногда раздающиеся обвинения, в том, что   катастрофически убывает в нём растительность, хотя, конечно, её всегда, особенно при всё большем проникновении в нашу жизнь техники, будет не хватать. Меньше стало неблагоустроенных мест, которые кем-то назывались почему-то местами отдыха, природоохранными зонами. Давайте вспомним, что было на территории, без которых сегодня уже трудно представить Брянск. Например, на месте возрождённого к жизни урочища «Лесные сараи», сквера и монумента памяти жертвам Чернобыля, скверов имени Камозина, Паристого, Гайдукова, Тютчева, скверов энергетиков и лицеистов, Есенинского сквера в Володарском районе и парка «Звёздный», что возле того же Дворца имени Гагарина. А вспомните стыдобу, которая была на территории, где разместился гипермаркет «Линия» в Советском районе, а возьмите реконструкцию Площади партизан, площадей Ленина, театральной и имени Октябрьской революции, пятачка у ТЮЗа. Наконец, сравните нынешний парк имени Толстого и вспомните, каким он был до своего второго рождения, заодно вспомните, с какого скандала начиналась его реконструкция. Много копий было поломано по поводу реконструкции верхней части бульвара Гагарина. Но многие, я знаю, называют это место единственным в Брянске, напоминающим Европу. А вот посмотрите на это место, когда подрастут каштаны…
После рекордной по количеству температурных перепадов минувшей зимы плохо выглядели многие брянские дороги. Но когда на иномарках некоторых автовладельцев вижу слоган о том, что дорог в Брянске нет, то в голову первой приходит мысль, что, видимо, дальше Брянска эти люди не ездили и напрочь забыли, в каком состоянии были дороги лет семь назад, когда многочисленные выбоины на центральных улицах закладывали кирпичом. Это я говорю не в оправдание, а потому, что все познается в сравнении. Так вот, несколько цифр для сравнения. Если в 2005 году на ремонт улично-дорожной сети г.Брянска и ее текущее содержание из бюд-жета всех уровней было выделено 108 млн. рублей, то в 2011 году сумма бюджетных средств на эти цели составила почти 820 млн. рублей. Если в том же 2004-м из федерального бюджета на дорож-ные цели Брянску не досталось ни рубля, в 2005 году – 40 млн. рублей, то в 2010-м – 401,6 млн. рублей, в 2011-м – 319,5 млн. рублей. За последние годы в областном центре нам удалось провести реконструкцию аварийного путепровода через железнодорожные пути станции Орджоникидзеград, капитально отремонтированы основной магистральный проезд города – проспект Ленина, улица Дуки, проспект Московский, начат ремонт проспекта Ст. Димитрова. Приведены в порядок десятки других улиц.
В 2011 году впервые за последние двадцать лет была оказана значительная финансовая поддержка из федерального бюджета на ремонт дворовых территорий и проездов к ним в сумме 224,2 млн. рублей. На эти средства удалось отремонтировать 267 дворовых территорий во всех районах города Брянска. У кого-то появились даже обиды: а почему до нашего двора не дошли? Отвечаю – дойдем! Главное, что начали эту работу, теперь важно ввести ее в систему. В Брянске эксплуатируется более 800 км. автодорог, из них с асфальтобетонным покрытием – около 600 километров. Чтобы соблюдать нормативные сроки капитального ремонта городских дорог с твердым покрытием ежегодно требуется в пределах миллиарда рублей, да плюс к этому миллионов 250-300 в год нужно на избавление от грунтовых дорог. Это сложная задача, но мы с ней должны непременно справиться. Справиться в условиях резко воз-растающего количества транспортных средств в городе, и, разумеется, значительно возросших нагрузок на городскую дорожную сеть.
Бесспорно, что областной центр хорошеет, расширяется. Радует, что всё больше в Брянске строится добротного жилья. Если быть точным, то по сравнению с 2005 годом его мы сдали в прошлом году втрое больше – около 300 тыс. кв. метров.
Сейчас в областном центре работают более 60 башенных кранов. Строится Брянск! Строится жилье, торговые и офисные центры, спортивные комплексы. Разве это может не радовать?
Наши оппоненты всё долдонят о хронической экономической  отсталости Брянска. Но это самая настоящая чушь. Вот тому доказательства. Если в прошлом году в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций областного центра вложено около 15 миллиардов рублей инвестиций (за 2005-й -всего 2,4миллиарда)? Эту инвестиционную активность подтверждает и рейтинг инвестиционной привлекательности российских городов: в 2011 году среди 68 участвующих в этом рейтинговом «замере» городов Брянск занял 24 место (в 2010 году — 33-е, в 2008 — 47-е).
А разве не впечатляет, что неуклонно все эти годы растёт в Брянске коэффициент рождаемости: в прошлом году он был почти на 10 процентов выше  2005 года. Смертность в сравнении с этим годом снизилась на 16 с половиной процента.
Что меня заботит? Брянск развивается динамично, но у этой динамики есть немало и минусов. В городе становится тесно, что нервирует и автомобилистов, и пешеходов. Свои минусы дает точечная застройка, лишающая горожан пространства, комфорта, детских площадок, автопарковок, спортивных сооружений.  Много у нас ещё неблагоустроенно. Та же Набережная, лестница к ней — всё это позавчерашний день. В числе острейших – проблема детских садов. Около шести тысяч жителей Брянска желают оформить своих детишек в дошкольные образовательные учреждения. Значительные объемы работ предстоит реализовать в сфере коммунального хозяйства по реконструкции водопроводных и канализационных сетей. Со всеми этими задачами справимся тем быстрее, чем лучше будем работать и лучше управлять городскими делами.
Часто от городских чиновников можно услышать примерно такое: «Это должны думать там, «в области»… Но если в областном центре управленцы будут искать, чьей бы спиной прикрыться, то что мы можем ожидать и чего добиться от чиновников глубинки? Этот вопрос как раз указывает на необходимость совершенствования муниципальной власти, повышения ее эффективности, полезности, если хотите. А для этого надо жить интересами людей, оперативно откликаться на их проблемы, уметь брать на себя ответственность, если надо – рисковать. Именно на эти ценности мы ориентируемся сами и настраиваем каждодневно наших коллег из муниципальной власти.

 

Продолжение…

В продолжение темы похожие новости:
Первый праймериз увенчался триумфом Николая Денина
Александр Беглов назвал Брянскую область одной из лучших в ЦФО
Брянские дороги привели Сергея Степашина в ужас
Новоиспечённый полпред в ЦФО приедет завтра на Брянщину
Сергей Смирнов завёл страничку в Twitter
Владимир Путин поздравил губернатора Денина с Днём Победы

Читайте также


Новости регионов