Брянские журналисты рассказали о специфике своей работы: чувствуешь ответственность за каждое сказанное слово

В настоящий момент журналистика является одной из самых жестких отраслей – увеличилось количество фейковой информации и сам ее объем. Мы поговорили с практикующими журналистами о том, как работают они и их редакции.
Дарья Титова – главный редактор РИА Стрела.
– Дарья, расскажите о своем подходе к поиску материалов для публикации.
– Подход к поиску материалов в государственном СМИ это прежде всего сочетание глубокого фактчекинга с востребованностью текста у читателя. Поскольку мы Интернет-СМИ, то все происходит на высокой скорости. Наш основной контент – новости. Новизна, скорость, актуальность, – главные критерии наших материалов. Соответственно, поиск ведется с учетом этих факторов. Определяется тематика – кто-то из журналистов изначально закреплен за темой и представляет, о чем он сегодня будет писать. Если это новость, то очевидно, поиск материалов пресс-служб или материалов, которые размещены на сайтах. За последнее время сильно возросла роль соцсетей, но произошли и динамичные изменения. Еще недавно было понимание, что главные новости будут обязательно опубликованы в Инстаграм*, но в связи с недавней блокировкой этой социальной сети мы ушли из нее. Соответственно ракурс сместился на Телеграм и ВК. Телеграм сейчас является значимым источником информации, поскольку появилось множество телеграм-каналов государственных органов, ведомств и отдельных проектов, за которыми интересно следить. Поскольку мы федеральное СМИ и есть закон о деятельности государственных органов, то мы обязаны освещать деятельность правительства области, президента и министерств. Новости федерального порядка публикуются, когда являются ключевыми для жизни региона и его жителей.
– По какой причине материалы могут быть не опубликованы?
– Несоответствие требованиям формата и качества. Конечно, мы стараемся минимизировать подобные потери, поскольку коллектив небольшой, мы не гигантское федеральное агентство и каждый человек на счету. Каждый на своем месте и загружен работой по полной. Мы стараемся сформировать задачу для журналиста так, чтобы избежать отказа от его материала. Стараемся продумать постановку задачи, продумать то, как он ее реализует и это позволяет сделать так, чтобы на выходе был тот продукт, который нам нужен. Когда журналист системно понимает, что он делает и что должен сделать, тем скорее он сделает то, что нужно изданию. Случаев, когда материал противоречил политике издания или нарушал нормы морали у нас за последнее время не фиксировалось. За время своей работы я точно не помню такого. Чаще всего материал снимается, когда есть новые факты. Материал снимается, обновляется и загружается обратно.
– Какие компоненты расследовательской журналистики есть в вашей редакционной работе?
– Конечно же анализ и синтез – это основы основ. Анализ данных должен быть ведущим для любого журналистского материала и для любого пишущего человека, потому что писать и не думать – крайне нехорошо. Элементарный фактчекинг – уже анализ. Если в соцсетях при комментировании новости пользователи могут позволить себе любой комментарий, пусть даже недостоверный, то мы как СМИ этого позволить не можем. Иногда элементы расследования возникают уже в рабочем процессе, например: снимали ролик и на моменте монтажа выяснилось, что не спросили, как зовут одного из героев видео. Дозвониться до пресс-секретаря тоже не можем, соответственно начинаем искать, где он мог быть еще, обнаруживаем видео, но не можем опознать из-за качества картинки. В итоге все разрешилось благодаря фотографиям с третьего мероприятия. Если говорить серьезно, то расследованиями в журналистике на сегодняшний день занимаются мало людей. Потому что специфика отрасли немного перестроилась. Чтение лонгрида – уже подвиг и редкая привычка у окружающих. Это работа высокого интеллектуального порядка, это сочетание работы следователя и работы оперативника. Ты внедряешься, ты должен выстроить беседу так, чтобы добыть нужные для тебя данные. При этом желательно, чтобы он сам этого не понял, потому что в ряде случаев тебе нужен развернутый комментарий, которого ты не получишь если спросишь напрямую. Это также работа психолога, потому что нужно найти подход к человеку, с которым разговариваешь, а это не всегда просто. Если говорить о нашем издании, то методы расследовательской журналистики приходилось использовать при подготовке статей о Дулаге. Мы готовили историю про заключенного доктора, который потом присоединился к местному партизанскому отряду. Необходимо было привлечь архивные данные, дать запросы в библиотеки для привлечения определенной литературы и докопаться до воспоминаний самого отряда. В таком материале невозможны допущения, которые бывают возможны в новостном сегменте. Здесь – чувствуешь ответственность за каждое сказанное слово.
Алексей Хотяновский – журналист теле-радио канала Брянская Губерния.
— У вас есть авторская передача, в которой вы интервьюируете известных людей, расскажите, как вы отбираете своих собеседников, по каким критериям?
— Авторских программ у меня несколько. «Смотрите, кто пришел» – это встреча со звездами. Там подбирать не приходится – звезды к нам в город не так уж часто приезжают. Вторая программа «Здесь и сейчас» – это встречи с представителями правительства, чиновниками, бизнесменами. Здесь подбор гостей осуществляется на основе актуальности. Допустим, в канун предполагаемого паводка актуально встретиться с представителем МЧС и узнать, насколько их сотрудники готовы к разливу рек.
– Расскажите о своем подходе к анализу материалов о собеседнике. Требует ли этот подход элементов расследовательской журналистики?
– Для интервью со звездами достаточно прочесть материалы о них, зацепиться за что-нибудь необычное. Например, когда я беседовал с нашим юмористом Ефимом Шифриным, я узнал случайно, что он занимается тяжелой атлетикой. И начал разговор с вопроса: «Скажите, сколько вы жмете лежа?» В итоге он выдал монолог минут на 15, короче, сел на своего конька и после этого стал абсолютно отвечать на другие вопросы… В разговоре с чиновниками – такая же история. Поднять материалы за прошлые годы, узнать, какие у нас были проблемы в этой отрасли, и уже на основании этого строить беседу. Что касается журналистского расследования, то оно необходимо при съемках специального репортажа или какого-нибудь критического материала.
– Бывает ли, что отснятый материал не публикуется? Почему?
– Я лично с таким не сталкивался. У других журналистов бывало. Чаще всего с материалами, которые требовали сверки с заказчиком. Допустим, журналист допустил неточность в подаче материала. В таком случае сюжет отправляют на переработку.
Автор: Антон Малахов