«Брянский рабочий» о ремонте коллектора: «Нужно ли было менять трубу?»
Ремонт канализационного коллектора в Брянске наделал немало шуму ‒ о нем не писал только ленивый. Не удивительно, что работы привлекли внимание и прессы, и блогеров ‒ неудобства коснулись многих: перекрытые дороги, глубоченные ямы, да еще и срыв сроков работ. Так нужно ли было менять никому не видную трубу такой ценой?
Ярость из «Вконтактика»
Анонимность социальных сетей отравляет не хуже боевых отравляющих веществ. Только если фосген вызывает удушье, то анонимность провоцирует непроизвольное судорожное словоизвержение, осложненное набуханием хамства, отеком совести и некрозом здравого смысла. И все эти смертельные для общества симптомы можно было в полной мере наблюдать при обсуждении ремонта коллектора в Советском районе.
Причем, кроме обычных анонимов, ярость раздували и так называемые «блогеры» ‒ охотники за «лайками и просмотрами», утешающие свое раздутое, обрюзгшее до состояния болезненной одутловатости самолюбие. От их многократных, но безуспешных попыток поднять волну возмущения разило похуже, чем из разрытых котлованов канализационного коллектора.
Однако, было ли чем возмущаться? Если отбросить эмоции, то нужно признать, что ‒ да, было. Неудобство, чем бы оно ни было вызвано, остается неудобством. А когда ремонт затягивается, это всегда злит, идет ли речь о переклейке обоев в собственной спальне или реконструкции городского хозяйства.
Почему нужно было перекрывать дорогу? Почему нельзя было сразу точно указать сроки ремонта? Да и нужен ли этот ремонт, результат которого никому не виден ‒ и старая труба, и заменившая ее новая скрыты глубоко под землей. Стоило ли затевать возню?
Невидимая беда
В других регионах России Брянск до сих пор порой вспоминают в связи со страшной историей ‒ с трагедией, случившейся в 2012 году. Тогда земля разверзлось ‒ в буквальном смысле ‒ под ногами молодой мамы, прогуливающейся с ребенком у новогодней елки. Мальчик погиб. Все ли помнят, что причиной стало разрушение трубы канализационного коллектора, проложенного в 1967 году? А знает ли возмущенная ремонтом общественность, что с тех пор в Брянске случилось не менее двадцати подобных провалов? Благо, в этих случаях никто не пострадал.
Брянская канализационная система была создана в 60-е годы прошлого века. Но город рос, с ним росла и нагрузка на коллекторы. К началу 80-х стало ясно, что всю систему нужно немедленно модернизировать ‒ положение уже тогда было критическим, недопустимым. В 1987 году был разработан технико-экономический расчет расширения и реконструкции канализации города Брянска. Но…
Но наступили времена, когда о проблемах города, общих проблемах, тем более, не очевидных, думать никто не хотел. И канализация, требующая немедленного ремонта, продолжила функционировать в запредельных режимах. Она долго продержалась ‒ крепко в советские времена строили, с запасом прочности. А городские и областные власти и не думали решать невидимую проблему. Даже тогда, когда начались массовые аварии и провалы, у городского руководства находились более важные дела.
Но, наконец, власть занялась тем, что нужно было сделать не вчера и не позавчера ‒ десятилетия назад. И… И это вызвало возмущение профессиональных общественников! Но в этой ситуации возмущаться, а не радоваться, может только исключительно тупой, предельно ограниченный человек, мировоззрение которого заканчивается даже не его забором, а его унитазом: «А что там дальше, за ним ‒ знать не желаю. Может, там вообще ничего нет, только космическая пустота, поглощающая мои нечистоты».
Для таких людей нет ни опасности, ни беды, они их не видят. Такой тип пока сам не провалится в поток сточных вод, тревоги не испытает и будет против любых ремонтов.
Линии жизни
Люди, путешествующие по миру, знают, что в больших городах ремонт коммуникаций ведется постоянно ‒ не в одном месте, так в другом. Проехать по центру Осло, Берлина, Мадрида и не увидеть огороженных котлованов невозможно.
Впрочем, окружной депутат в Берлине Дмитрий Стратиевский с этим не согласен: «Это ощущение туриста, что работы ведутся непрерывно. Если говорить именно о ремонте дорог, то существует план, утверждаемый за год на районном уровне. Районные службы непосредственно после начала работ развешивают таблички с информацией о начале и предполагаемом завершении работ. Я же подал предложение информировать жителей о планируемых ремонтных работах в их микрорайоне заранее. Предложение пока рассматривается в соответствующем комитете. Что касается внеплановых работ (например, прорыв трубы), то тут ничего поделать нельзя. Жители, как правило, реагируют с пониманием. Немцы вообще спокойны в этом отношении. Разве что поступают запросы местным депутатам и тема обсуждается в соответствующих группах на Фейсбуке. Намного больше возмущения, если ремонт затягивается и по этой причине пускаются в объезд линии общественного транспорта. Приходится объяснять и в какой-то мере брать ответственность за работу коммунальных служб».
Изучающий социологию города профессор токийского университета Кагеки Асакура заверяет, что к ремонту коммуникаций в Японии жители относятся с пониманием: «Водопровод, канализация, линии газоснабжения и электроснабжения у нас называют «линиями жизни», и в обществе городской инфраструктуре уделяется большое внимание. Впрочем, вероятно, японские граждане не одобрили бы задержку работ ‒ она стала бы центром внимания на очередных выборах мэра и депутатов горсовета».
Филипп Снайдер, общественный активист города Гранд-Рапидс, делится американским восприятием: «У нас в Мичигане шутят, что есть только два сезона ‒ зима и строительство. Да, американцы будут жаловаться друг другу на задержки в строительстве или ремонте инфраструктуры, но большинство людей просто принимают это как необходимую часть жизни».
А что же в менее богатых странах? Млунгиси Дубе, общественный активист из Зимбабве, говорит, что население также терпимо относится к неудобствам: «Жители Булавайо, второго по величине города Зимбабве, всегда приветствуют проекты развития общественной инфраструктуры, которые улучшают внешний вид города и обеспечивают его коммунальными услугами. Типичный пример ‒ строительство нового траспортного узла. Жители одобрили проект, полагая, что он создаст рабочие места. Это была хорошая новость для страны с 80-процентной безработицей, но прогресс пока невысок, работы затягиваются. Однако, жители пригорода не предъявляют жалоб на использование временных зон посадки.
А уж необходимость работ на подземных коммуникациях в обществе вообще не вызывает сомнений, так как каждый понимает, что отказ от ремонта может привести к прорыву водопроводных или канализационных труб, что выльется в проблемы для всего города».
Итак, получается, только брянские общественники во все щеки раздували пламя возмущения там, где требуется понимание. Но, может быть, все же можно было бы обойтись без затягивания работ? Да!
«Точно рассчитать сроки работ и избежать непредвиденных обстоятельств вполне возможно, ‒ говорит член экспертного совета при Комитете Госдумы по транспорту и строительству Николай Алексеенко, ‒ но для этого требуется провести тщательное обследование. Само по себе это исследование тоже займет время, сопоставимое с ремонтом. А его стоимость может достигать значительных цифр, сравнимых со стоимостью самих ремонтных работ».
Получается, для расчета времени требуется… время. И деньги, большие деньги. Значит, перед городскими властями стоит дилемма: срочно исправлять то, что вышло из строя в двадцатом веке и представляет реальную опасность людям, или, дабы не давать повода злословию блогеров, тратить время и деньги на доскональные исследования, перекрыв дорогу не для ремонта, а для зондирования и шурфования. Между тем, работы нынешнего года по нормативам должны были занять тридцать месяцев, а муниципалитет потребовал сделать все за семь, и строители справились. Вызвав, правда, недовольство. Обоснованное ли?
Правительство Брянской области уже выделило Брянску свыше семисот миллионов рублей на программу реновации, санации и восстановления коллекторов. Значит, обновление линий жизни Брянска продолжится. А вот какую реакцию это вызовет ‒ понимание и благодарность или очередные истерические нападки ‒ зависит уже не от власти, а от нас, от граждан своего города.