Митрополит поздравил брянцев с Рождеством Христовым
Митрополит Брянский и Севский Александр обратился к жителям Брянской области с рождественским посланием.
«Возлюбленные о Господе всечестные отцы, досточтимые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Из глубины сердца, преисполненного радостью о воплотившемся Господе, поздравляю всех Вас с Рождеством Христовым!
Ангелы славословят на небе, волхвы приносят дары от земли, пастухи смиренным сердцем припадают, и мы вместе с ними сегодня с трепетом восклицаем родившемуся Спасителю мира: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!»
Духовно проникая в тайну Божиего воплощения, свт. Григорий Неокессарийский говорит: «В настоящий радостный день Бог пришел родиться; в этот день великого пришествия Бог соделался Тем, Кем не был: будучи Богом, стал Человеком, так сказать, отрешился от Божества (хотя Своей природы не совлекся); сделавшись Человеком, остался Богом».
Именно в воплощении Господа нашего Иисуса Христа показана нам тайна Божия умаления. «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам,» — читаем мы в Писании (Флп. 2:7). Это уничижение проявляется с первых моментов жизни Господа: вместо порфиры — солома, вместо царских чертогов – ясли, вместо теплого крова – дыхание скота и холодные своды пещеры.
Это умаление являет нам Господь как пример следования за Ним. Он показывает нам новые законы бытия мира: не закон властвования над ближним, не закон, повелевающий брать от жизни только удовольствие, не закон злобы, коварства и обмана. В самоунижении он призывает нас, своих последователей, христиан, на путь смирения, путь отречения от своего «Я», на дорогу терпения, кротости и любви. В следовании за Ним видимая слабость человеческая соединяется с благодатью Божией и становится той силой, которая побеждает коварство и злобу окружающего мира.
Только реализуя в своей жизни новый закон смирения и кротости, принесенный Родившимся Богомладенцем, каждый человек обретает в жизни подлинное счастье. Ведь настоящее счастье сочетается с желанием и деланием добра другому человеку, что невозможно, когда в сердце живет гордость, властолюбие и самость. Обладая этими пороками, человек видит в ближнем лишь только средство удовлетворения своих потребностей. Он не способен сделать добро ради самого добра, но всегда ищет ту или иную форму благодарности, а потому никогда не бывает удовлетворен и по-настоящему счастлив.
Новый закон смирения и служения ближним лежит в основе всего нашего устроения общества: дети слушаются родителей и учителей, взрослые заботятся о своих детях и своих родителях больше, чем о себе. И супружеская любовь и верность основывается на этом законе самоумаления. Только когда муж и жена уступают друг другу и заботятся о другом больше, чем о себе, может поддерживаться и возрастать взаимная любовь.
И наоборот, если в обществе начинает царить угождение своей плоти, забота только о своем благополучии, желание наживы, поиск наслаждения любой ценой, то закон смирения и любви попирается и мир несется в бездну небытия.
В этом году мы будем вспоминать 100-летие со дня Октябрьской революции. Именно тогда народ забыл христианские ценности, принесенные воплотившимся Спасителем, что привело к постепенной деградации общества. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал за несколько лет до этих страшных событий: «Вера слову Божию, …исчезла и заменена верою в разум человеческий… Не стало повиновения детей родителям, учащихся учащим… Браки поруганы, семейная жизнь разлагается». Такое разложение привело к страшным революционным событиям. Забвение источника подлинного счастья разрушило нравы, общество, страну.
Если современный человек не найдет для своего благополучия основу Божиих заповедей, если сегодня мы не научимся смирению, взаимному терпению, любви друг ко другу, то и наш современный мир потерпит крушение. Как и сто лет назад, сейчас с особой силой звучат другие слова св. Иоанна Кронштадтского: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок».
Постараемся, дорогие братья и сестры, научиться у Христа смирению. Не будем почитать себя выше и достойнее других. Научимся видеть в каждом ближнем образ Божий, через который мы можем послужить Самому Богу Невидимому! «Не любящий брата своего, которого видит, – по слову апостола, – как может любить Бога, Которого не видит» (1 Иоан. 4:20)!
В эту святую ночь я еще и еще приветствую Вас со спасительным Рождеством Бога и Слова! Пусть Родившийся Спаситель мира исполнит нас своей неизреченной любовью, смирением и научит жить по его законам Нового Завета, ниспосылая в наши сердца источник подлинного счастья!».