Пасха по-брянски: ведро водки, качели и братания
Исконно Пасха на Брянщине отмечалась с размахом. Православные и языческие традиции переплетались, рождая самобытный, совершенно особенный ритуал. Включал он и христианское празднование, и невероятные обычаи и поверья.
Министр земледелия Алексей Ермолов сетовал в конце 19-го века: «Опаздывают крестьяне с посевом. Большой помехой в этом деле служат праздники. Пасха приходится порой в самый сев яровых, а крестьяне празднуют восемь, а иногда и десть дней».
Житель Орловской губернии, к которой в те времена относилась и большая часть Брянщины, рассказывал, как готовятся к Пасхе крестьяне: «Побывать на празднике считают долгом. Приготовиться к празднику, как бы это не было трудно, а надо. Бедный должен купить четверть ведра водки простой и бутылку красной, средний ‒ полведра водки и четверть красной, зажиточный – ведро водки и четверть ведра красной. Богатый – 2–3 ведра простой и полведра красной».
В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, начинались гулянья парней и девушек. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили «смотры» невест.
В наших местах в понедельник после Пасхи девушки, надев первый раз женскую одежду — понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней.
Иногда, под конец пасхальной недели, «девичники» приобретали вовсе замысловатую форму. Молодые «бабы и девки, собравшись и запасшись яичницами в черепнях (то есть глиняных сосудах), уходили в рощу». Там на поляне располагались вокруг березы, а в иных местах – вокруг растения кукушкины слезы, и… «кумились».
Желающие «покумиться» вешали свои кресты на березу или на два крестообразно воткнутых над кукушкиными слезами прута. Все участницы гулянья пели песни, а решившие кумиться подруги целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста и обменивались крестами. После этого они называли друг друга «кумами»; дружба их становилась особенно тесной – по типу побратимства и посестрия. Эти отношения продолжались в течение недели, а местами и длительный срок (в течение года, иногда на всю жизнь).
После кумления молодежь угощалась и с песнями возвращалась в деревню; там пение и пляска продолжались. На следующее воскресенье молодежь в том же составе продолжала гулянье в роще. Наступала вторая часть обряда: те же пары подруг возвращали друг другу кресты – «раскумливались»; остаток этого дня тоже проводили в селении – «в пении и пляске».
Неотъемлемой забавой пасхальной недели были «рели» или «обчественные качели», которые устанавливали на околице. Парни, посадив девушку на качели, били ее по коленкам веткой, требуя сказать, кого она любит:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки,
Сначала покачаешься,
Потом повенчаешься.
Еще один пасхальный обычай ‒ одаривать и угощать арестантов. На Пасху, на Велик день звали к себе «разговляться» всех, кто сидел в это время под арестом в волостной тюрьме. Для этого ходили просить разрешения у старшины. В крестьянском доме арестанту дарили чистую рубашку, и хозяин усаживал его рядом с собой за стол и угощал как самого близкого родственника.