Пасхальные чудеса закончились на скамье подсудимых
До революции Священный Синод, а после 1917-го советская власть боролись с «чудесами». Но чудеса, не смотря ни на что, случались. Особенно в канун церковных праздников. Брянск прославился массовым обновлением икон и… судом над их владельцами.
Первое подозрительное чудо произошло Трубчевске. В 1900 году епископ орловский и севский Никанор рапортовал в синод, что в доме мещанинки Ксении Понтягиной, чудесным образом обновилась икона Казанской Божьей Матери. Ранее лик ее был темно-желтый, а в настоящее время светлый, беловатый, с краской на щеках и устах. Вслед за тем у трубчевской мещанки Ксении Ткачевой тоже обновилась икона.
Народ начинал рассказывать уже и о чудесных излечениях под воздействием обновленных икон. Но Синод расследовал каждый случай «чудес», и частенько следователи выносили такого рода вердикты: «Гусакова больна по-прежнему, а младенец Василий, не владевший ногами, хотя и стал ходить, но до случая с иконой». Было и такое заключение церковных экспертов об одном крестьянине: «Он именует себя «всероссийским оратором», что ясно доказывает ненормальность его умственных способностей. Обновление же иконы не совершилось каким-то сверхъестественным образом, а просто лики Богоматери и Спасителя промыты каким-либо составом, очистившим их от черноты и придавшим им больший блеск».
Однако, обновления продолжались. Очередное чудо случилось чуть южнее территории нынешней Брянской области, в черниговском селе Старые Боровичи. Священнослужитель Иаков Сочаво написал донос в Священный Синод об обновлении древней иконы Божьей Матери. Церковные власти отправили в село «следственно-оперативную группу» ‒ двух священников ‒ с наказом икону изъять для изучения. Но крестьяне святыню отстояли.
На Пасху 1906-го года обновилась икона Спасителя в доме казака села Макишена Михаила Дайнеко. О словам владельца иконы, на пятой неделе великого поста к ним зашел на ночлег странник, назвавшийся Власием. Он-то и велел на Пасху обнести икону вокруг своей избы. Казак без малейших сомнений исполнил наказ Власия. И ‒ о чудо ‒ темная, неясная икона просветлела.
Синод был вынужден признать эту историю чудесной и выкупить икону в местную церковь: «Принимая во внимание могущее произойти при неудовлетворении сего ходатайства народное возмущение, столь опасное в переживаемое время, а также в видах поднятия религиозного духа в среде православного народа».
Поскольку за «чудесные» иконы платили деньги, обновления принимали угрожающие масштабы. Обер-прокурор Синода Победоносцев писал: «При твердости правительства в сих случаях надлежало бы принять меры против этих обновлений».
Революция и пропаганда атеизма на некоторое время прервали эпидемию обновления. Но, по старой памяти, брянские православные опять увлеклись обновлением. И в октябре 1923 года журнал «Огонек» писал о первом суде по делу «обновления икон». На скамье подсудимых в Брянске оказались 40 человек – практически все жители деревни Новая Романовка. Священник Устименко, отслуживший молебен перед засиявшей иконой Богоматери, был приговорен к году тюрьмы – за «контрреволюционную агитацию». Такой же срок получил и крестьянин Ромасюков, в чьем доме произошло чудо, а всех остальных отправили в лагеря на 6 месяцев.