60 лет «Дружбы»
Более 3,6 тысячи километров нефтепровода «Дружба» проходят по территории нашей страны. Начинаясь от берегов великой русской реки, через Поволжье и регионы Черноземья стальные магистрали устремляются к западным рубежам государства. Здесь, в Брянской области, завершается российский участок самой протяженной в мире системы магистральных нефтепроводов, который уже 60 лет обслуживает предприятие «Транснефть – Дружба».
Километры истории
Нефтепровод «Дружба» — своего рода символ эпохи: времени высочайших достижений СССР в промышленности, науке и технике, романтики 60-х, которая увлекла молодых людей на трассы всесоюзной комсомольской стройки. В стилистике нынешних дней строительство трансъевропейской магистрали назвали бы мегапроектом. С технической точки зрения он был очень сложным. Подкинула непростые задачи география: трубы пришлось тянуть через болота Полесья, прокладывать в русле Волги, Оки, Десны и сотни небольших рек, вести под железнодорожными путями и автомобильными дорогами. На крутых горах Кавказа нарезали полки, чтобы могла пройти тяжелая техника. Когда на склонах работали трубоукладчики, мощные тракторы страховали их тросами от падения с высоты.
Ветераны вспоминают, как из уст в уста передавали слова тогдашнего начальника Главгаза СССР Кортунова, подписавшего приказ о создании предприятия: «Холодно — терпите, голодно — туже затяните пояса. Трудно — так поднатужьтесь и сожмите руки в кулаки…но от нефтепровода отступиться не позволю. Он будет построен — это я вам гарантирую».
15-е октября 1964 года, когда нефтепровод «Дружба» был официально сдан в строй, стало без преувеличения историческим днем для всей нефтяной отрасли. Слаженно, единым механизмом, заработала гигантская инфраструктура. Десятки насосных станций круглосуточно, без перерывов и выходных, обеспечивали годовую перекачку по трубам 30 млн тонн нефти особой марки — так называемой уральской смеси Urals.
Прошло 10 лет – и рядом с «Дружбой», или, как говорят, нефтепроводчики, в одном транспортном коридоре, легли трубы второй нитки — «Дружбы-2». Строительство «младшей сестры» легендарной магистрали тоже оказалось непростым: параллельно проходила работающая под давлением труба, по которой непрерывно перекачивались огромные объемы черного золота. Но проект стоил затраченных усилий: поток углеводородов по трубопроводам «Дружбы» вырос вдвое.
Воплощение передовых технологий
Впрочем, компания «возрастная» только по дате своего образования. От труб, проложенных 60 лет назад, сегодня не осталось ни метра металла. Для обеспечения надежного и безопасного процесса транспортировки только за последние четыре года обновлено более 450 км линейной части магистралей. Идет реконструкция крупнейшего подводного перехода трубопровода через Волгу: его протяженность превышает 3 км.
К слову, сейчас «Транснефть — Дружба» вместе с нефтепроводами в 11-ти регионах успешно обслуживает и нефтепродуктопроводы, перекачивающие дизельное топливо. Для контроля качества сырья специалисты собственных испытательных лабораторий ежегодно выполняют свыше 250 тысяч исследований. Еще порядка 30 тыс. анализов приходится на долю эколого-аналитических лабораторий, изучающих состояние воды, воздуха и почвы для поддержания высокой экологической безопасности производства.
Вырастают новые объекты: станции «Пенза-1», например, всего два года. Но в звании самой молодой ее уже готовится подвинуть строящаяся линейная производственно-диспетчерская станция «Пенза». Ширится резервуарный парк, в прошлом году приросший двумя пятидесятитысячниками – так, исходя из объема, называют в нефтепроводном обиходе емкости для углеводородов.
С момента своего создания «Дружба» была и остается воплощением передовых технологий и инновационных решений. На нефтеперекачивающей станции «Десна» в Выгоничском районе Брянской области успешно работает одна из двух в системе «Транснефть» цифровых подстанций, питающих объекты трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, которая также снабжает электричеством соседний поселок. Измерения, релейная защита, управление – все процессы информационного обмена между элементами ЦПС и внешними системами осуществляются в цифровом виде. Уникальная российская разработка позволяет усовершенствовать защиту оборудования и повысить качество учета электроэнергии.
Несколько лет назад предпритие запустило принципиально новое (и единственное в системе «Транснефть») производство уникальной теплотехнической продукции — блочных тепловых пунктов и блочно-модульных котельных (БМК). Входящий в состав оборудования жаротрубный котёл с выносным экономайзером обладает повышенным КПД – до 95% и снижает потребление энергоресурсов. В линейке БМК — свыше 35 модификаций, в том числе повышенной мощности для работы в суровых метеоусловиях.
Впрочем, не только тепло котельных согревает жителей регионов, но и тепло социальной заботы предприятия. Оно – в современном оснащении школ, медицинском оборудовании для больниц и поликлиник, куполах монастыря, кормушках для зубрят в брянском заповеднике и еще десятках благотворительных проектов компании. Волонтеры «Дружбы» сдают донорскую кровь, благоустраивают мемориалы и воинские захоронения, заботятся о воспитанниках детских приютов и домов престарелых.
Ведет работу на местах сражений Великой Отечественной поисковый отряд предприятия. Практически с первых дней специальной военной операции работники предприятия приобретают на собственные средства и передают российским военнослужащим и добровольцам специальное оборудование и материалы, элементы сезонной экипировки, предметы для обустройства полевого быта. Дружбинцы не остались в стороне, когда вынуждены были покинуть дома жители Курской области: пострадавшим направлено свыше 5 тыс. единиц хозяйственных принадлежностей, продуктов, медикаментов, одежды. Школьникам, прибывшим в Брянскую область, приобретены планшеты для дистанционных занятий.
7,5 тысячи километров магистральных трубопроводов. 34 перекачивающие станции. Куйбышевский, Пензенский, Мичуринский, Брянский филиалы, Центральная база производственного обслуживания. В свое новое десятилетие компания входит современным мощным инфраструктурным комплексом, работу которого обеспечивают более 8 тысяч сотрудников. Среди них немало тех, кто пришел на трассы и станции вслед за своими отцами и дедами. Предприятие объединяет более 30 трудовых династий. Многие из них начинали историю в годы строительства легендарного нефтепровода, и сегодня на объектах «Дружбы» работают нефтепроводчики уже в третьем и четвертом поколении.
— Соединяя традиции с новаторством, производственную деятельность и социальную ответственность, мы пишем новые страницы истории компании, — говорит ее генеральный директор Роман Камозин. – И, несмотря на все вызовы нового времени, продолжаем добросовестно и ответственно работать на благо России.