Доноры для НКО. Можно существовать не только за счёт грантов
В Брянске прошёл форум «Привлечение ресурсов для реализации социально значимых задач и поддержка существования НКО». В течение трёх дней некоммерческие организации области общались не только с местными, но и столичными экспертами, участвовали в мастер-классах и тренингах — один из них, к слову, по регуляции эмоционального состояния.
От людей и для людей
Некоммерческие организации не зарабатывают деньги. Но им тоже нужны средства для существования. А точнее, для реализации социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, правовых и многих других проектов. Тут цель — не прибыль, а помощь людям.
В основном НКО ведут свою деятельность за счёт грантов. Но на прошедшем в Брянске форуме эксперты рассказали: опираться можно не на них, а на доноров.
- Доноры — это люди или компании, которые поддерживают вашу организацию пожертвованиями: деньгами, ресурсами, нужными для работы, интеллектуальной помощью. Различают частных доноров — это обычные граждане, которые жертвуют в фонд небольшие суммы разово или регулярно, и корпоративных доноров — это компании, которые поддерживают фонды от имени юридического лица. Но это частности. Главное, что все они — люди. Неравнодушные к социальной проблеме, которую решает некоммерческая организация. Доверяющие ей — потому и помогающие. Это сторонники, помощники, благотворители, друзья, — отметила директор по привлечению средств фонда «Нужна помощь» Майя Соерова.
Хотя благотворительные организации есть в каждом регионе нашей страны, не все активно развивают отношения с частными и корпоративными донорами. Однако можно посмотреть на опыт Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Барнаула, Иркутска, Краснодара — в этих городах НКО довольно плодотворно работают с донорской аудиторией.
- Налаживание контакта с любыми донорами начинается с коммуникации — рассказывайте о себе, о том, что вы делаете, каких результатов добиваетесь, почему вам важно помогать. Делитесь этой информацией в своих социальных сетях, в СМИ, на городских развлекательных мероприятиях и профильных заседаниях союза предпринимателей. Вам не помогают только потому, что о вас пока не знают, — уточнила Майя Соерова.
Социальные вопросы
СМИ, к слову, поддерживают социальную повестку в принципе и, в частности, деятельность некоммерческих организаций. Это касается не только больших федеральных редакций, но и небольших региональных.
Изданиям интересно и то, как жертвовать деньги на благотворительность безопасно и не нарваться на мошенников, и то, в каком состоянии сейчас благотворительные организации, как реагируют на актуальные проблемы, открывают ли новые направления помощи или, наоборот, закрывают существующие из-за недостаточного финансирования.
- Всё чаще звучит тема качественного взаимодействия со СМИ в кругах некоммерческих организаций. Они на многочисленных вебинарах и курсах учатся работать с инфоповодами, искать выходы на журналистов, вести базу и работать с входящим запросом, — прокомментировала директор по внешним коммуникациям фонда «Нужна помощь» Надежда Янкелевич.
После выступлений у спикеров и аудитории была возможность поговорить друг с другом. Коллеги делились тем, как строится их работа, с какими трудностями они сталкиваются, как их преодолевают. Многих волнуют вопросы, связанные с фандрайзингом и коммуникациями: привлечением и удержанием доноров, настройкой системы частных пожертвований — сейчас это очень востребовано.
Такие форумы — отличная возможность познакомиться с коллегами, обсудить насущные вопросы, поделиться опытом, а для молодых организаций — включиться в деятельность сектора, стать частью сообщества. Подобные мероприятия помогают вырваться из рутины, узнать о новых практиках в разных направлениях деятельности — это и фандрайзинг, и коммуникации, и взаимодействие с органами государственной власти.
- Для меня лично один из важных результатов этого форума — стирание границы между «столичным» и «провинциальным». Я убеждена, что все мы равноправные участники сектора, у нас общие цели и задачи. И здесь нет и не может быть какого-то снобизма. Мы делаем общее дело, — сказала в заключение Надежда Янкелевич.
Бюджет остаётся
Впрочем, субсидии тоже никуда не делись. Так, в этом году Брянская область вошла в программу софинансирования на развитие гражданского общества Фонда президентских грантов. Таким образом, наш регион дополнительно получил поддержку в 14 миллионов рублей. Плюс региональная помощь, которая составила 15 миллионов рублей.
В итоге 25 некоммерческих организаций Брянской области получили на свои проекты 29 миллионов рублей.
А за пять лет существования Фонда президентских грантов НКО Брянской области привлекли более 200 миллионов рублей. Средний размер гранта составил 1,9 миллиона, максимальный — 8,5 миллиона.
Но участвуют брянские НКО и в других конкурсах, которые проводит, например, Федеральное агентство по делам молодёжи — от него в прошлом году некоммерческие организации Брянской области получили свыше 15 миллионов рублей.
Отметим, что сами НКО активно поддерживают национальные проекты «Образование» и «Демография», большое внимание уделяют укреплению общественного здоровья.
- Правительство Брянской области, органы местного самоуправления осознают важность сотрудничества власти с некоммерческими организациями, открыты к диалогу и готовы всячески поддерживать НКО, которые ведут социально значимую деятельность, занимаются оказанием помощи конкретным людям, патриотическим воспитанием подрастающего поколения, — подчеркнули в региональном департаменте внутренней политики, который, к слову, и проводит конкурсы на получение грантов, а также выступил организатором прошедшего в Брянске форума.
Дарья ТРЕТЬЯКОВА
Фото предоставлено департаментом внутренней политики