В Брянском УФАС прошел брифинг по теме «Недобросовестная конкуренция»
30 октября 2020 году заместитель руководителя Брянского УФАС России Нина Селянина в режиме видеоконференции ответила на вопросы журналистов о том, что включает в себя понятие недобросовестной конкуренции.
Нина Селянина рассказала, что российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках.
Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо наличие в совокупности следующих обстоятельств:
— действия совершались хозяйствующим субъектом-конкурентом;
— направленность действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
— противоречие действий хозяйствующего субъекта законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
— причинение убытков или представление доказательств реальной возможности причинения убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения вреда его деловой репутации.
В главе 2.1 закона «О защите конкуренции» приводится список запрещенных форм недобросовестной конкуренции: дискредитация; введение в заблуждение; некорректное сравнение; недобросовестая конкуренция, связанная с использованием результатов интеллектуальной собственности, смешения; использование средств индивидуализации; разглашение коммерческой либо иной охраняемой законом тайны; иное.
Таким образом перечень действий, которые подпадают под недобросовестную конкуренцию не является исчерпывающим.
Был также обсужден вопрос какие обращения об осуществлении недобросовестной конкуренции чаще поступаю в адрес Управления, каковы результаты рассмотрения данных обращений.
Заместитель руководителя пояснила, что в течение 2019-2020 г.г. чаще всего на недобросовестные действия обращались Управляющие компании. Суть жалоб состояла в том, что управляющие компании — конкуренты, обходят жильцов многоквартирных домов, распространяют ложные сведения об управляющей компании, обслуживающей данные дома, с целью переманить их на свою сторону.
И хотя в рассматриваемых действиях чаще всего антимонопольный орган видит признаки недобросовестной конкуренции, вынужден отказывать в принятии мер антимонопольного регулирования. Происходит это в силу того, что заявители не подтверждают документально факты совершения недобросовестных действий конкурентов, факт недостоверности распространяемой информации.
В рассматриваемом институте недобросовестной конкуренции для антимонопольного органа недопустимо применение презумпции статьи 152Гражданского кодекса Российской Федерации ,в силу которой сведения, наносящие ущерб чести, достоинству и деловой репутации, считаются ложными, если лицо, их распространившее, не докажет обратное.
В нашем случае добиваясь опровержения тех или иных утверждений как ложных и признания антимонопольным органом факта недобросовестной конкуренции, пострадавшим, необходимо доказывать, что распространяемые сведения ложные. Антимонопольный орган также делает соответствующие запросы с целью установления обстоятельств рассматриваемого вопроса.
При выявлении факта осуществления недобросовестной конкуренции лицу, в действиях которого обнаружены признаки нарушения, выдается предупреждение об устранении выявленных нарушений. Только в случае невыполнения предупреждения антимонопольного органа возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства.
По ряду статей при обнаружении признаков осуществления недобросовестной конкуренции сразу возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства. Это касается нарушений, связанных с использованием результатов интеллектуальной собственности.