Власти Брянска «выдавливают» инвесторов
Под разговоры о необходимости улучшения инвестиционного климата, брянские чиновники предлагают уже существующему инвестору перезаключить договор с 15-летнего срока на трехмесячный «с непонятными перспективами продления».
Ни культуры, ни отдыха
Что ждет брянские парки?
Бесконечные реформы управления брянскими парками слабо сказываются на их привлекательности. В чем проблема и можно ли ее решить? С этими вопросами мы обратились к Олегу Морозову, члену Союза ассоциации парков и производителей аттракционов.
Инвестиции против мародерства
‒ Олег Олегович, было время, когда городские парки полностью оправдывали свое название ‒ парки культуры и отдыха. Теперь же некоторые из них представляют жалкое зрелище. Это чисто брянская или всероссийская проблема?
‒ Проблема запущенности парков коснулась практически всех городов. А дальше ‒ все банально: если ничего не делать, то ничего и не будет сделано. Еще хуже, если парки отдают на растерзание временщикам. Помните, как было в истории: «три дня на разграбление города»? Когда чиновник на один сезон пускает в парк «своего» бизнесмена, который и не думает инвестировать, который озабочен сиюминутной прибылью, начинается форменное мародерство. Итог всегда печален.
‒ Однако, в России есть города, где вопрос с парками решен?
‒ Мне не нравится формулировка «вопрос решен». Парк, как и город, ‒ живой организм, он должен постоянно развиваться. И положительных примеров такого развития ‒ множество. Ежегодно появляются новые парки, которые радуют местных жителей.
О Москве я и говорить не буду, но и в областных центрах России наводят порядок с парками. За последние пять лет колоссальные изменения произошли в Белгороде, Липецке, Перми. Подмосковные Мытищи ‒ тоже показательный пример. Там при муниципальном участии бизнес создал парк, в который семьями едут на отдых из столицы.
‒ Почему в Брянске невозможно создать такие парки?
‒ Привести все брянские парки в идеальное состояние, сделать их парками культуры и отдыха, вполне возможно. В зависимости от степени их технического совершенства, на реконструкцию потребуется от 100 до 300 миллионов рублей.
Три года на преображение
‒ А сколько времени займет преображение?
‒ Все зависит от органов власти ‒ и любое постановление можно принимать целый год. Но, если препон, как сейчас модно говорить, «административных барьеров» не будет, проектирование и приведение парков в должный вид займет около трех лет. Однако, результат, при полном содействии властей, будет виден уже через полгода. Уже сейчас парки Брянска требуют немедленных решений и неотложных действий.
‒ Сейчас, когда в стране финансовый и бюджетный кризис, рассчитывать на господдержку и приход инвестора нереально. Значит, парки останутся в прежнем своем состоянии?
‒ Кризис, как говорил булгаковский профессор Преображенский, в головах. Говорю совершенно уверенно: на каждый парк найдется инвестор. Более того, по некоторым из них уже есть эскизные решения, идет разработка проектной документации. То есть, инвестиции, пусть предварительные, но уже идут.
‒ Что предусматривают эти проекты?
‒ Воплощение современных тенденций в паркостроении с учетом замечательных местных особенностей. В Брянске все парки разные, со своей историей, со своими идеями, привычками населения. Значит, обязательно необходима тематизация парков, которая будет учтена в их зонировании.
В одном парке должна превалировать зона развлечений, в другом ‒ зона тихого отдыха, необходимы и зоны для занятия различными видами спорта.
Ну не должен парк «Соловьи» представлять сплошной хаос и нагромождение общепита и дешевых увеселений, каким он был все эти годы. Когда на День Победы у Кургана Бессмертия одновременно работало до сорока точек с шашлыком, это просто кощунство. Дым превращал парк в коптильню.
Чиновники против инвесторов
‒ Можно ли надеяться, что инвесторы действительно придут? Что для этого надо?
‒ Идеальное решение для бизнеса ‒ власть делает благоустройство, инвестор вкладывается в бизнес ‒ аттракционы, общепит ‒ и берет на себя обязательства по содержанию парка. Но это сейчас невыполнимо ‒ в городском бюджете не так много средств. Поэтому вижу смысл возлагать на инвестора полноценное благоустройство.
Понятно, что это большие вложения. Плюс современные аттракционы ‒ удовольствие не из дешевых. Значит, срок окупаемости растянется на десятилетия. Если власть готова гарантировать долгий срок работы ‒ инвестор придет.
‒ А власть готова?
‒ Покажу на примере. С 2008-го работаю в Майском парке. Когда я пришел туда, парк больше напоминал дебри, по которым прошел ураган. Постепенно занялся благоустройством, капитальным ремонтом аттракционов, установкой новых. Когда в бюджете не хватало денег, я брал на себя обязанности администрации ‒ убирал мусор, обрезал деревья, содержал территорию.
А сейчас представители администрации предлагают мне перезаключить договор с 15 лет на… три месяца! С непонятными перспективами его продления.
Видимо, кто-то из чиновников полагает, что спустя три месяца я смогу взвалить свои аттракционы на спину и пойти искать счастья в другом месте. Как вы думаете, буду ли инвестировать в парк, ставить там аттракцион со сроком окупаемости в 10 лет, если городская власть дает мне на бизнес три месяца?
‒ Нет, конечно, это бессмысленно. Да и само предложение смахивает на шантаж или «выжимание» взятки.
‒ Я бы не был столь категоричен. Но подобные подходы и определяют инвестиционную привлекательность. Мои коллеги готовы инвестировать в брянские парки, готовы благоустроить их, поставить оборудование. И даже не сомневаюсь, что через три года Брянск гордился бы своими парками. Но, повторюсь, это возможно только при соответствующей политике городской власти. Без этого, увы, в парках не будет ни культуры, ни отдыха.