Сын почепского купца, автор бессмертной «Катюши»
В этом году исполняется 110 лет со дна рождения нашего земляка, автора десятков потрясающих песен: «Футбольный марш», «В лесу прифронтовом», «В городском саду играет духовой оркестр», «Под звездами балканскими», «Черноглазая казачка» и популярной во всем мире «Катюши».
Погибший Мотя из Почепа
У почепского купца Исаака Блантера 28 января (10 февраля) 1903 года родился сын, наследник местечковой «пшеничной империи». Но в 1910-м он… погиб. Именно этим словом определил Матвей Исаакович свое знакомство с музыкой.
«Мне было лет семь, – вспоминал Блантер, – Мама послала меня за чем-то к соседке, и там я увидел открытый рояль. Нажал клавишу старого, разбитого инструмента. И погиб. С этой минуты я был покорен музыкой. Со слезами упросил отца откупить у соседки этот старый рояль». Сначала богатая купеческая семья наняла для Моти учительницу музыки, а в 1914-м мальчик поступил в музыкальное училище в Курске.
Революция не показалась крахом семейству Блантеров. Наоборот, новая власть отменила «черту оседлости», чем тут же воспользовался старый Исаак, купив роскошную квартиру в центре Москвы. В доме с мраморной лестницей и лифтом из красного дерева апартаменты занимали восемь комнат, отделанных с недурным вкусом: дубовая комната, комната черного дерева, «сафьяновый кабинет»… Но в 20-м началось «уплотнение» – Блантерам оставили одну комнату, сделав из квартиры коммуналку.
Модный Матвей из Москвы
Матвей быстро сориентировался в новой, советской России. Он устроился в театр «Мастфор», «Мастерскую Н. М. Фореггера». Это что-то вроде современных юмористических телепрограмм, но не в эфире, а в зрительном зале. Молодые энтузиасты ставили сатирические представления на злобу дня: высмеивающие Антанту, белогвардейцев, мещанство, спекулянтов.
Коллективчик подобрался знатный. Художниками были двадцатидвухлетний Сергей Эйзенштейн и шестнадцатилетний Сергей Юткевич, литчастью заведовал двадцатичетырехлетний Владимир Масс, музыкой – семнадцатилетний Блантер. В модный «Камеди клаб» захаживал московский бомонд, бывали Маяковский, Мейерхольд.
Написать музыку Моте Блантеру пришлось, когда старые мелодии из нотной тетради
«Альбом западных модных танцев» набили оскомину. Первой песенкой стал фокстрот «Джон Грей». Потом появились и другие фокстроты и танго — «Фудзияма», «Багдад», «Электрик Джимми»…
Несомненно, у него был невероятный дар, и песни его мгновенно становились шлягерами. Поэт Михаил Светлов написал о Блантере:
«Муза, в композитора влюбленная,
Так сказала, рюмок пять хватив:
«Мотя — это слово сокращенное,
Полностью оно звучит — Мотив!»
Блантер вспоминал: «Во время нэпа писал музыку для кабаков, зарабатывал уйму денег, по две тысячи в месяц, и бурно их тратил». Но автор фривольных песенок, легко и роскошно живущий в стране, поднимающейся нечеловеческим трудом миллионов, вызывал косые взгляды.
Матвей Исаакович из Магнитогорска
Впрочем, Мотя был достаточно умен, чтобы почуять нависшую над ним угрозу. И он откликнулся на предложение возглавить музыкальную часть молодого театра на Магнитке. Наверное, именно с этого момента началась другая жизнь и другие песни:
«Песня о Щорсе» , «Футбольный марш», «Катюша», «Моя любимая» (Я уходил когда в поход, в далекие края…), «В лесу прифронтовом», «Под звездами балканскими», «Враги сожгли родную хату», «В городском саду играет», «Летят перелетные птицы», «Черноглазая казачка», «Надежды маленький оркестрик», «До свиданья, города и хаты»…
…В 1945-м, уже прославленный своими песнями композитор ездил на фронт. 23 апреля, после концерта в штабе фронта, Блантер попросил разрешения отправить телеграмму. Ему разрешили. И Матвей Исаакович передал следующий текст: «Москва, Союз композиторов. Сердечный привет из Берлина». Именно эта телеграмма оказалась одним из первых сообщений о взятии Берлина.
Блантер писал музыку до 1975 года, всего создав более 2000 песен. Умер наш земляк 27 сентября 1990 года.