Первая в России мемориальная доска писателю Добычину оказалась безграмотной

2017, 13 января 14:20 Общество
Первая в России мемориальная доска писателю Добычину оказалась безграмотной

Первая в России мемориальная доска, установленная в Брянске в память о классике русской литературы XX века Леониде Добычине, оказалась испещрена грамматическими, пунктуационными и стилистическими ошибками. 

Мемориальную доску с помпой открыли в последних числах декабря 2016 года, поспешив, похоже, приурочить это событие к 80-летию исчезновения писателя. 

Информацию об установке растиражировали ведущие российские средства массовой информации. Однако на волне все возрастающего исследовательского и читательского интереса к личности и творчеству Л. Добычина («Только «Л. Добычин», а не «Леонид», как некоторые мерзавцы неизвестно на каком основании практикуют», – настаивал сам писатель в переписке с М. Л. Слонимским) «мемориальный» текст оказался вне поля зрения специалистов и общественности. 

Инициаторами создания доски выступили мэрия и горсовет Брянска, областное отделение Союза писателей России и некоммерческое партнерство «Клуб любителей истории родного края». Доску установили за счет спонсоров.

«Сегодня у нас повод для радости, потому что в Брянске нашлись неравнодушные люди, которые вспомнили об уникальном человеке, загадочном писателе, проживавшем в нашем городе. От лица Брянской городской администрации благодарю всех, кто принимал участие в создании мемориальной доски», – сказала на церемонии открытия замглавы Брянска Людмила Гончарова. 

Разместить ее на месте снесенного дома намеревались еще в 2014 году. С тех пор, как пояснили в мэрии, «было несколько попыток сделать это, однако не все они оказались успешными». Нынешнюю также сложно назвать удачной даже с большой натяжкой. 

«В доме по улице Октябрьская 47, ныне не сохранившемся, – с 1927 по 1934 год жил Леонид Иванович ДОБЫЧИН», – таково в оригинале начало памятной, «украсившей» соседнее здание надписи.  

Без согласования окончаний и обособления номера дома, с невесть к чему взявшимся дефисом. Большее недоумение даже у посвященных вызывают и следом проставленные даты жизни писателя – «(17 июня 1894 г. – после 27 марта 1936 г.),». Именно так, с повисшей запятой. И странной датой – Добычин бесследно исчез после разгрома его романа на дискуссии в Ленинградском Союзе советских писателей 25 марта 36-го, и с тех пор его дальнейшая судьба неизвестна. Даты, когда его последний раз видели в живых, разнятся как в воспоминаниях близких знакомых, так и у ряда серьезных исследователей. В справочных статьях осторожно указывается лишь год жизни – «1936 (?)» – как последний, но вопрос пока так и остается открытым. Поэтому определенная уверенность создателей брянской доски – серьезная заявка на сенсацию как минимум в литературном мире. 

Дальнейший, мало проясняющий и судьбу, и заслуги литератора текст также снабжен довольно сложной системой знаков препинания, не имеющей ничего общего с общепринятыми нормами русской орфографии.  

Его сочинитель не отказал себе и в тавтологии, разместив подряд определения «выдающийся писатель» и «классик». Что явно идет вразрез с эстетической установкой самого Добычина, мало того, что человека чрезвычайно скромного, запретившего свое полное имя даже на издаваемых книгах, но и писавшего тщательно, подолгу и свои вещи оценивавшего не в страницах и даже строках – в словах. Про начало работы над романом он сообщает в одном из писем: «Уже написано 700 слов». 

Поэтому оставим уже без комментариев (и на совести ее составивших стилистов) финальную фразу «В своих рассказах он увековечил наш город и его жителей послереволюционной эпохи»…  

Удивляет, что при относительно небольших затратах на установку памятной доски городские власти не только не нашли необходимых средств, но и не удосужились ее проверить. Памятный текст до его «презентации», похоже, не читали ни чиновники, ни любители истории родного края, ни даже местные писатели – и у этих «семи нянек» при всем их «неравнодушии» дитя, к сожалению, вышло кривым. 

Мастерство же и уровень образования автора «мемориального» текста позволил бы заподозрить в его сочинении поэтессу Липец, если бы она сама не являлась персонажем добычинского рассказа «Сад». Параллель не случайна: по иронии судьбы история посмертной славы писателя в Брянске развивается по законам его же прозы. Но непризнанный при жизни Добычин остается непрочитанным здесь и после своего ухода, чему свидетельством такое не увековечение, а, мягко говоря, неуважение к его памяти. Хотя для местных властей это уже рецидив, приобретающий диагноз хронического заболевания. Например, алексии. 

Так, весной 2016 года память Героя России Сергея Василёва, погибшего в Чечне, также увековечили с ошибками – эта доска установлена на здании 7-й гимназии в Брянске. 

Для многих горожан свежа в памяти история с «дважды Героем Советского Союза» Дмитрием Емлютиным – плакаты с портретом легендарного руководителя партизанского движения, на полковничьем кителе которого 1 (одна!) звезда героя, в год празднования 70-летия Победы не смутили ни изготовителей, ни заказчиков, запросто приписавших ему еще одну высокую награду. А на ранее открытом – в 2013-м – бюсте героя горе-зодчие умудрились «наградить» Емлютина перевернутым орденом Красной Звезды.  

Ну а памятный знак на Аллее космонавтов, открытый в 2010 году всего, к слову, в полусотне метров от «дома Добычина», памятен именно тем, что эту скульптурную композицию в честь покорителей межзвездного пространства венчали безграмотные надписи: «Эдуард Циолковский» и «Альберт Энштейн». Сегодня барельеф наглухо заметен снегом, будто законсервирован на зиму.

Не везет Брянску с памятью и памятниками, не дружит с Мнемозиной он. 

Читайте также


Новости регионов