Рождество по-брянски: битые воробьи и прогулки с козой

2013, 06 января 15:39 История Брянщины
Рождество по-брянски: битые воробьи и прогулки с козой

Христианский  праздник Рождества Христова и до сих пор носит налет языческих традиций. А в былые времена так и не вытоптанное православием, но укрывшееся под его маской, язычество пробивалось на Рождество невероятными, а то и дикими обычаями.

 

Агрессивный журавль и согретые покойники
В день перед Рождеством не просто было не принято работать  ‒ власти помогали не грешить, запрещая работать. Орловский губернатор постановил, что даже все лавки должны закрыться не позднее восьми вечера, причем закрыться на два дня ‒ 25 и 26 декабря торговля была вовсе запрещена. Купить что-либо можно было только с 27-го, но и этот день был «коротким».
Языческая традиция, которую так и не удалось изжить, которая настолько близка русскому народу, что прошла сквозь века, не смотря на запреты и противодействие ‒ колядование. Пожалуй, самый экстремальный его вариант наблюдался в Севском уезде. Молодежь на святки «водила козу». Ведущий — «михоноша» или «мехоноша» вел парня в вывернутой шерстью наружу шубе, с бородой из пеньки. Рядом с ведомой на веревке «козой» шел «журав» (журавль). «Журав», вооруженный длинной палкой с крюком бил открывавших дверь хозяев, требуя откупиться дарами. Обряд сбора даров назывался щедрованием, а дары и песни, исполняемые в честь побитых хозяев дома ‒ щедровками.
Еще один диковатый севский рождественский обычай ‒ «избиение воробьев». В них кидали камнями а вечером, когда птички прятались в застрехах соломенных крыш, их выбивали оттуда палками. Удивительно, но явно языческий жестокий обычай наши земляки объясняли своею приверженностью вере православной. Мол, наказывают воробьев за то, что после смерти распятого на кресте Христа птички кричали: «Жив! Жив!», тогда как другие, благонадежные  птицы ворковали: «Умер! Умер!»
В Орловской губернии, в которую тогда входила большая часть Брянщины, до конца XIX века сохранялся обычай на рождество «греть покойников». Хозяин брал горшок с углями и куль соломы. Выходя из хаты, он прощался с домашними и отправлялся на огород. Там, став лицом к востоку, он клал три поклона, зажигал солому, бросал в огонь ладан и приговаривал: «Ты святой ладонок и серенький дымок, несись на небо, где живут наши родители, поклонись им от нас и поведай как мы все здесь поживаем». Был и более простой вариант  ‒ среди дворов сваливался воз соломы и поджигался. По поверью, к этому костру приходят погреться умершие, раз в год, на Рождество, встающие из могил.

 

Даешь танцы!
После революции, когда началась атеистическая пропаганда, в моду вошло празднование «комсомольского рождества».  По сообщению местной печати, толчком к началу празднования комсомольского Рождества в Брянской губернии послужила статья в «Правде», информирующая о плане предстоящего мероприятия. Проведение первого комсомольского Рождества в Брянске, начиналось с лекций на тему «Как рождаются боги», после чего предусматривалось шествие с митингом, фейерверк и сожжение изображений Бога и черта. А вечером начинали работать клубы, в которых проходили спектакли и танцевальные вечера.
Но веселая «тусовка» оказалась идеологически невыдержанной и подверглась критике в местной печати: «…комсомольское рождество не носило глубокого антирелигиозного характера. Не только беспартийной молодёжи, но и комсомольцам не была достаточно разъяснена евангельская сказка о Рождестве».  И были учтены годом позже, в 1923-м: Губком партии потребовал отказаться от устройства уличных шествий «во избежание обострения фанатизма у верующих», зато сосредоточиться на агитационно-пропагандистской работе, включающей подготовку докладов и лекций, и постановку вечеров и спектаклей. В плане проведения Рождества и святок за 1925 год значится: «Все кружки безбожников до 24 декабря прорабатывают тему: «происхождение и сущность праздника Рождества». Вечера на 24-е необходимо лучше рекламировать, чтобы привлечь больше публики».
Однако, комсомольская молодежь не обрадовалась такому политически грамотному повороту: в Бежице, в Нардоме, что пение пионерского хора было сорвано, так как молодежь хотела танцев…

Читайте также


Новости регионов


24.04.2024 11:10
Требуются специалисты
Как в регионе решают проблему нехватки кадров. Как и где подготовить специалистов для различных отраслей экономики региона? Эти и другие вопросы поднимались на очередном заседании правительства области, которое прошло под председательством губернатора Василия Анохина. Также участники обсудили внедрение новой модели среднего профессионального образования. Их будет 12 По словам губернатора, на Смоленщине планирует создать 12 образовательных
24.04.2024 11:08
Живой диалог
Смоленщина продолжает оказывать тёплый и радушный приём юным гостям из Белгородской области.  Напомним, что на прошлой неделе регион встретил белгородских ребят. На отдых и оздоровление к нам приехали 200 детей из приграничных районов региона. Гостей разместили в санатории «Красный Бор». Для них организовали  образовательную, культурную и спортивную программы. Одним из пунктов программы стало торжественное открытие
24.04.2024 11:07
Здесь будет школа, будет дом 
В Смоленской области ввели в эксплуатацию комплекс локальных очистных сооружений.  Объект располагается в с.Печерск Смоленского района, а его мощность позволит построить школу на 726 учеников, детский сад на 240 мест, котельную, комбинат бытового обслуживания в микрорайоне, а также создать ещё более 150 тыс. кв. м жилья.  Хорошую новость смолянам сообщил губернатор Василий Анохин. По его
24.04.2024 11:06
Поддержка семьи Героя
Губернатор Василий Анохин провёл встречу с вдовой Героя России Андрея Александровича Блохина Вероникой.    «Сейчас Вероника в декретном отпуске и растит сына Даниила. Потом планирует работать в фонде «Защитники Отечества». Поддерживаю это решение. Родственники и близкие участников СВО не дадут формально относиться к запросам и проблемам наших воинов и их семей», –поделился итогами общения с молодой
24.04.2024 11:05
Как прошёл субботник?
20 апреля на Смоленщине состоялся общеобластной субботник – смоляне провели генеральную уборку своих населённых пунктов. «В масштабном трудовом десанте приняли участие жители самых разных возрастов и профессий. Все работали одной командой и на одну цель – сделать наш регион чистым, ухоженным, красивым. Приводили в порядок скверы, парки и места отдыха, а также придомовые территории», –