Финансово грамотнее. Станут брянские школьники и их родители

2017, 12 сентября 14:50 Деловые новости
Финансово грамотнее. Станут брянские школьники и их родители

Два общеобразовательных заведения в Бежице обеспечили методическими пособиями для учителей и учебниками с рабочими тетрадями для учеников старших классов. Многие из них уже заинтересовались новым предметом — основами финансовой грамотности. А теперь посещать занятия намерены и взрослые. В школах такую возможность не исключили.

В России лишь небольшая часть людей ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. При этом такой «подкованный» человек может грамотно управлять своими деньгами, ведя учёт доходов и расходов и избегая излишней задолженности благодаря планированию личного бюджета и осознанному, а не спонтанному приобретению. А также создавать сбережения и выгодно использовать накопительные и страховые инструменты в будущем.

Пока по желанию

От общего уровня финансовой грамотности населения зависит и экономическое развитие страны. Поэтому правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения народ теперь учат на государственном уровне. Планируется, что такой рост осведомлённости снизит долги по потребительским кредитам и сократит количество попавших в руки мошенников людей.
В рамках федеральной программы повышения финансовой грамотности в некоторых регионах страны уже ввели новый предмет и ставят по нему оценки. В нашем городе его пока изучают по желанию. Но, как говорят в школах, многих тема не оставила равнодушными.
— Мы сформировали отдельные факультативные курсы для 9-11 классов, — рассказала учитель истории и обществознания 39-й школы Брянска Екатерина ЧУЙКО. — Сначала пришли всего 6-7 ребят. Но, когда прошли первые занятия, где мы говорили о конкретных вещах: кредитах, страховании жизни и собственности, распределении своих ресурсов и планировании семейного бюджета, то потихоньку на занятия стали подтягиваться желающие, и к концу прошлого учебного года практически по всем основным направлениям было по 16-17 человек. В этом году уже родители хотят, вместе с детьми участвовать в таких интересных уроках, их волнует тема пенсионных накоплении и улучшения своего финансового состояния к пожилому возрасту.
Но, чтобы заинтересовать детей и взрослых, учителям пришлось проделать большую самостоятельную работу, разыскивая теоретическую информацию по новому финансовому предмету в законодательстве, Интернете, новостях или на редких пока курсах и тренингах, приобретая опыт на собственных ошибках.
— В учебниках не рассматривается данный вопрос, а если и рассматривается, то на уровне «что такое деньги?» и «что такое банки?». Чтобы познакомить ребёнка с азами финансовой грамотности, нужно было самому её понять. Иногда читала и думала, что даже я этого не знаю. Зато теперь иначе отношусь к собственным сбережениям и в магазинах по-другому смотрю на свои покупки, — говорит учитель истории и обществознания второй брянской гимназии Елена ПОЦЕЛУЕВА. — Многие 14-летние имеют возможность работать, пусть даже с разрешения родителей. Когда они получают свою первую зарплату, к ней совсем другое отношение, они действительно хотят её отложить, накопить, а потом приобрести что-то нужное с чувством гордости, что сам на это заработал. Пусть это пока будет книга или профессиональный альбом для рисования, дети учатся ценить деньги и понимать, что не только у родителей их можно взять.

Больше 50 учебников по основам финансовой грамотности и столько же рабочих тетрадей вместе с методической литературой выделили брянским школам финансисты в рамках Всероссийской благотворительной акции «Подари учебник школе». Учителя говорят, что благодаря этому они теперь смогут полноценно и эффективно доносить до старшеклассников новые полезные знания.
Во время вручения региональным директором компании «Выручай-Деньги» Михаилом СТРАТЕЙЧУКОМ новых пособий детей интересовали преимущественно кредиты и их виды. Гость поделился с учениками собственным финансовым опытом и сообщил, что из подаренной школе литературы можно узнать не только о существующих кредитах, но и о возможности уменьшить ставку по ним.

Урок в планах

— В брянских школах преподают финансовую грамотность по желанию. В основном изучают её ребята, которые готовятся к тематическим олимпиадам и планируют связать будущую профессию с экономикой. Но такие знания полезны абсолютно всем. Даже если ребёнок бегло пройдёт курс, у него сложится хотя бы примерное представление о рациональной трате собственных денег в повседневной жизни. Например, если ученик откажется от вредных лакомств, тех же чипсов, то в день он сэкономит условно 50 рублей. Вроде немного, но в месяц это уже полторы тысячи, а за год 18 тысяч соберётся, — считает Михаил Стратейчук.
Как уточнила завуч 39-й школы Брянска Галина МАКАРИДИНА, в рамках старших классов в программе обществознания есть резервные часы, которые можно использовать для такого курса. Хорошо бы в будущем оформить его отдельным уроком, считает она.
— К сожалению, в учебном плане финансовой грамотности как предмета нет. Мы считаем, что дети по окончании школы должны обладать определённым набором знаний по этому вопросу, поэтому стараемся рассматривать его хотя бы в рамках дополнительного образования, — считает завуч второй брянской гимназии Галина ПОЛЕХИНА.
Тем временем в местных школах уже подрастают юные предприниматели. Так, ученик 11-го класса 39-й школы Брянска Данила МОИСЕЕНКО разводит экзотические растения и животных. Благодаря финансовой грамотности он смог подсчитать расходы и доходы и прийти к выводу, что такой домашний бизнес себя окупает. А его проект стал призёром областного конкурса исследовательских работ «Будущие учёные». Но, признаётся Данила, сначала не всё было гладко.
— В 2014-м впервые участвовал в олимпиаде по финансовой грамотности среди девятых классов. Сразу столкнулся с тем, что многое непонятно. В прошлом году нам стали преподавать факультативы, и я узнал новую связанную с экономикой, предпринимательством и банками информацию, что помогло пройти уже вторую ступень олимпиады. Скоро будет третье наше участие, уже легче, ведь что-то знаем и умеем, а с помощью новых учебников сможем ещё больше расширить свой кругозор, — говорит старшеклассник.

По словам учителей, возможность собственного заработка серьёзно заинтересовала школьников. Благодаря городской программе многие из них смогли подработать с 1-го по 30 июня, прояснив предварительно свой график и оплату, а теперь выясняют, войдёт ли этот период в их трудовой стаж.
Кстати, условно с 10 лет можно подключать ребёнка к обсуждению расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи. Сейчас, к сожалению, подавляющее большинство родителей вообще не разговаривают с детьми о деньгах, так как сами не ведут их учёт. А ведь иногда такой диалог идёт только на пользу. К примеру, Екатерина Чуйко вспомнила, как её ученик обнаружил прорехи в финансовой грамотности родителей. Оказалось, отец тратил больше средств на автомобиль, чем на родных.
— Деньги можно потратить не только на безделушки. Я понимаю, что они нелегко даются и не бесконечны, поэтому надо рационально их использовать. Во-первых, купить самое необходимое, а потом смотреть, сколько у тебя осталось и хватит ли этой суммы на что-то ещё… — размышляет ученица 11-го класса 39-й школы Брянска Лера НИКИТИНА.

 

Кстати

Сегодня разработку программ финансовой грамотности в стране ведут Министерство образования, Министерство финансов, Банк России, другие органы власти, а также российские и международные финансовые и общественные организации. Учебное пособие «Основы финансовой грамотности» разработано коллективом профессиональных финансистов — практиков и одобрено Центральным Банком Российской Федерации.
С этого года модули по основам финансовой грамотности включены в основную образовательную программу средних школ. Финансовая грамотность изучается в рамках обществознания, экономики или в качестве дополнительного предмета по выбору учащихся. В целом по стране с 1 сентября запустят уроки финансовой грамотности 127 опорных школ из 66 регионов и 212 пилотных школ из 46 регионов.

Читайте также


Новости регионов


20.11.2024 16:45
Век литературы
Смоленская писательская организация отметила юбилей. В большом концертном зале областной филармонии прошёл торжественный вечер, посвящённый 100‑летнему юбилею Смоленской писательской организации. Её создание в 1924 году инициировал Михаил Исаковский. В 90‑е годы была образованы областная организация Союза писателей России под руководством поэта и литературного критика Виктории Бобарыкиной, а также региональное отделение Союза российских писателей, которое возглавил поэт и публицист Владимир Макаренков. Сегодня писательское
20.11.2024 16:44
Миллиарды на развитие
Озвучены основные параметры бюджета региона — 2025. Как будет жить область в ближайшие годы, какие проекты будут реализованы, на что будут направлены бюджетные средства и сохранит ли главный финансовый документ региона социальную направленность? Ответы на эти и другие важные для каждого жителя Смоленщины вопросы прозвучали во время состоявшихся 11 ноября публичных слушаний, посвящённых проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026/27 год.