Добр ли Ваш ребенок?

2012, 20 марта 03:40 Лента новостей
Добр ли Ваш ребенок?

Добр ли Ваш ребенок?

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый чело-век? В чем выражается доброта? Когда и как она склады-вается у детей?

СМЕХ И СЛЕЗЫ

Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и слышит, и спешит на помощь. Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.Сценка из жизни младшей группы детского сада (3-4 года): Девочка Аля не хочет отдавать шарик Кате. Наташа наблюдает за происходящим и, увидев на лестнице два шара, достает их и подходит к воспитательнице с просьбой разрезать связывающую шары веревочку. Потом отдает один шар Кате. Та берет желтый шарик и показывает его Але: “А у меня тоже есть”. Аля говорит, что у нее лучше. Девочки хвастаются шарами друг перед другом. Через несколько минут Наташа упала и заплакала. Катя, воспользовавшись этим, взяла шарик Наташи и, не обращая внимания на ее слезы, стала дразнить Алю: “Это тоже мой шарик!” Лишь одна девочка из трех не только заметила огорчение другой, но и постаралась устранить его причину, не обидев третью.Подготовительная группа детсада (6-7 лет): Во время прогулки упал и сильно ушиб колено Андрей. Он громко заплакал, а Денис, игравший рядом, рассмеялся. Алеша смотрит на Андрея с огорчением, как бы тоже испытывая боль, но молчит и ничего не делает. Яна бросилась к Андрею и стала гладить его, успокаивать, но тот продолжал плакать. Тогда Яна вдруг сказала: “Хочешь, я тоже упаду и ушибу колено?” Андрей улыбнулся и, потирая колено, присоединился к играющим детям.Итак, на беду сверстника отозвались все, но по-разному. Один – смехом на боль; другой – молчаливым сопереживанием. И лишь одна Яна была инициативна и деятельна, в своем стремлении успокоить Андрея.В старшей группе дошкольников (5-6 лет) наблюдаются похожие ситуации: Оля, Наташа, Алеша и Лена полдничают. Наташа пролила молоко на стол. Лена быстро подошла к нянечке и попросила тряпку. Оля смотрит на Алешу и говорит: “Наташа всегда так!” Алеша никак не реагирует, пьет молоко. Лена пришла с тряпкой и вытерла стол. На вопрос нянечки, почему она так поступила, Лена ответила: “Чтобы Наташа не испачкала платье и не расстраивалась, это платье ей только вчера купили.” Лена предвосхитила огорчение подруги и предотвратила его.Как и в младшей группе, только один из трех отозвался на возможное огорчение другого. Кто-то остался безучастным, а кто-то позлорадствовал. Дети 3-7 лет способны сопереживать ровеснику, но не все и по-разному. Одни в упор не видят переживаний своих товарищей, другие – замечают, но этим и ограничиваются. Третьи заражаются эмоциями сверстников: радуются или печалятся. Четвертые пытаются помочь, утешить, приласкать. Пятые радуются неудаче партнера и огорчаются его успехам. Шестые могут даже предвосхитить отрицательные эмоции друзей и предусмотрительно устранить их причину.Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это число растет. Если на 100 младших дошкольников приходится только 6% сочувствующих, то на 100 старших – уже более 50.Изменяется с возрастом и качество сопереживания. Младшие преимущественно заражаются радостью сверстников, но редко замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуацию. Дети среднего дошкольного возраста начинают отзываться на беды и несчастья товарищей, но могут отреагировать парадоксально. И лишь старшие дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но и содействуют их эмоциональному благополучию.

УРОКИ ДОБРОТЫ

Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего малыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: “Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т.д. Таких уроков потребуется немало. И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища.Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться. 3-летний Петя – очень активный мальчик. Он легко верховодит сверстниками. Однажды его мама расстроилась, увидев, как в детском саду, пробегая мимо медлительного Антона, сын выхватил у того трактор. Антон заплакал. Петя по инерции пробежал еще немного, но потом оглянулся, вернулся, вынул из кармана сушку и, вздохнув, сунул ее Антону. Изумленный Антон обрадовался, позабыв о тракторе. Иногда маленьким детям приписывают природный эгоизм или агрессивность, призывая искоренять эти “смертные грехи” “огнем и мечом”: наказаниями, нотациями и т.п. Но дело в том, что в этом возрасте ребенок еще не усвоил, что его товарищи такие же люди, как и он, и часто относится к ним, как, например, к игрушкам. Ребенок, завладевший привлекательным предметом, становится для сверстников всего лишь препятствием, которое надо преодолеть, применив силу.Что в этом случае делать взрослому? Можно остановить малыша, образумить, напомнить о переживаниях обиженного. Можно настойчиво убеждать, что обиженный – тоже человек. Можно в разгар конфликта повысить голос и осудить обидчика, не скрывая огорчения его поведением…Но гораздо полезнее побеседовать с ребенком после того как он успокоится и сможет вас разумно выслушать. Лучше всего отыскать те – вполне хорошие – намерения, которые были у ребенка, и убедить, что он просто не учел, каково его товарищу, а ведь интересы других – это самое главное, о чем забывать нельзя никогда.“Да, трактор у Антона замечательный, – говорила Пете его мама. – Ты как его увидел, так обо всем и позабыл, да?”. “Я же не насовсем его забрал. Чего он разревелся-то”? – недоумевал Петя. “Я-то знаю, что на время, но ведь Антоша-то этого не знал”. “Реветь нечего было”, – упорствовал Петя. “Знаешь, – задумчиво ответила мама, – иногда бывает так горько, что и не сдержишься. Но ты молодец, что вернулся и дал ему сушку”. “Ты видела?” – обрадовался сын. “Да, я еще не ушла, и мы вдвоем с воспитательницей все видели. Она сказала, что ты добрый, не всякий малыш заметит огорчение другого. И я горжусь тобой…”. Петя потупился. Было ясно, что он и тронут одобрением мамы, и слегка смущен своим поступком.

ДРУЗЬЯ ИЛИ КОНКУРЕНТЫ?

Как уже отмечалось, дошкольники 4-5 лет парадоксально отзываются на переживания ровесников: радуются их неудачам и огорчаются их успехам.Происходит это оттого, что детям этого возраста свойственна особая манера поведения. Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции. Причина этого явления – в естественном желании ребенка познать себя в своих лучших качествах. Со взрослым ему не сравниться, вот и остается отыскивать действительное (или хотя бы мнимое) превосходство над своими ровесниками.В наивных поисках слабостей товарища, в смехе над чужим разорванным платьем, пролитым супом, ушибленной коленкой нет ни злонравия, ни жестокости, а лишь стремление ребенка казаться лучше. И взрослым надо помнить об этом и помогать детям преодолевать эффект “кривого зеркала”, в котором они видят преувеличенными и недостатки своих товарищей, и – на этом фоне – свои достоинства.Обсуждайте в семье личные достоинства друзей ребенка, вместе вспоминайте их веселые проделки, забавы, те случаи, когда кто-то помог или посочувствовал другому. В детском саду неплохо устраивать дни рождения, выставки рисунков, праздничные выступления. Пусть каждый ребенок время от времени становится центром внимания группы – так он обязательно проявится в своих лучших качествах, продемонстрирует свои успехи и завоевания.

ЗА СВОЙ СЧЕТ

Хорошо, когда ваш ребенок видит переживания других, но еще лучше, если он адекватно отзывается на них. Однако не менее важно, чтобы он помог другому не за счет кого-то, а сам, и чтобы испытал при этом радость от своего поступка.Это произошло в первые послевоенные годы. Алеша пошел в первый класс. И каждый раз, когда мама готовила ему завтрак для школы, он просил, чтобы все было в двух экземплярах: две груши, два яблока… Мальчик объяснял, что второе яблоко – для Мити, соседа по парте. Мама знала, что многодетная семья Мити очень нуждается, отец Мити погиб на фронте, мальчику в школу завтраков не давали. И Алеша делился с Митей всем, что получал сам. (Кстати, Митя никогда его об этом не просил и всегда принимал угощение Алеши со смущением, отказывался.)Мама Алеши одобряла отношение сына к товарищу. Но что-то беспокоило ее: получалось, что Алеша проявлял доброту как бы не сам, а, по существу, за ее счет. Она часто думала, как изменить ситуацию. Однажды такая возможность представилась…Мама купила Алеше большой набор цветных карандашей – редкость по тем временам, да и не дешевая. Алеша был, разумеется, очень рад. Вернувшись из школы, он попросил маму купить такой же набор и для Мити, ему хотелось порадовать друга. Тогда мама сказала сыну: “Если я куплю карандаши, то получится, что это я их подарила Мите, а ты, наверное, хочешь сделать это сам.” “Конечно, – отозвался Алеша, – я сам их ему отдам”. “Нет, – ответила мама, – я имею в виду другое. Ты сам их и купишь, на свои деньги”. “Как это? – спросил сын. – У меня же денег нет”. “Каждое воскресенье я даю тебе деньги на мороженое и кино. Можешь несколько раз отказаться от мороженого и не сходить в кино, а на сэкономленные деньги купишь Мите карандаши. Это будет твой подарок”.Алеше понравилась идея мамы. Он справился с искушениями, и через некоторое время цветные карандаши для Мити были куплены на его деньги. Надо было видеть сияние, исходящее от Алеши, когда он нес заветную покупку в школу, чтобы подарить Мите.И конечно же, те взрослые, что стремятся воспитать доброту у своего ребенка, сами должны быть образцом сердечности и отзывчивости.

Перейти к оглавлению раздела «Воспитание ребенка»

В продолжение темы похожие новости:
Общение с рождения
Учим ценить время
Детские истерики
Психологические советы родителям
Когда у родителей разные подходы к воспитанию
Расставание с ребенком

В продолжение темы похожие новости:
Бесконфликтная дисциплина
Детская агрессия
Воспитание ответственности
Ревность
Как рассказать ребенку о сексе
Упрямство

Читайте также


Новости регионов


02.05.2024 11:51
История и закон
Смоленской областной Думе исполнилось 30 лет. Три десятилетия назад в истории Смоленщины произошло знаковое событие – 14 апреля 1994 года после проведённых в марте выборов депутаты первого созыва Смоленской областной Думы собрались на своё первое заседание. С тех пор состоялось более 350 заседаний и было принято более 4000 областных законов, по которым сейчас живёт регион.
02.05.2024 11:49
«Живая память  благодарных поколений»
В Смоленске дали старт международному благотворительному проекту. Сбор монет открыли в Штабе общественной поддержки Смоленской области, для этого здесь установили специальную колбу. В городе-­герое начали сбор советских монет – они станут основой для сплава памятника героям Великой Отечественной вой­ны. Тысячи монет, за каждой из них – люди со своей историей, потому что нет семьи, «где б ни памятен был свой герой». Основная
02.05.2024 11:47
Тесные связи
Смоленская область будет наращивать взаимодействие с Белоруссией.  Такими планами поделился губернатор Василий Анохин после визита в РБ. Глава региона побывал на ряде белорусских предприятий и почтил подвиг советских воинов-освободителей  в Витебске. Смоленский след в истории Василий Анохин познакомился с работой Оршанского льнокомбината. Это единственный в Республике Беларусь и самый крупный в странах СНГ и Европы
02.05.2024 11:45
Услуги в онлайн формате
Получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде становится всё более популярным у смолян. Этому способствует повышение качества сервиса в зонах самообслуживания в МФЦ, а также развитие единого и регионального порталов Госуслуг. «Благодаря использованию онлайн сервиса жителям области в I квартале 2024 года было выдано 6704 документов, что почти в 11 раз больше, чем в прошлом году», – прокомментировал губернатор
02.05.2024 11:44
И тёплые трубы
В Смоленске в ближайшем будущем отремонтируют километры изношенных магистральных сетей, а также проведут реконструкцию генерирующего и теплосетевого оборудования. На эти цели АО «Квадра» готово направить более 570 млн рублей. Такие планы озвучила генеральный директор компании Ксения Сухотина, с которой провёл встречу губернатор Смоленской области Василий Анохин. В ходе встречи стороны обсудили планы по реализации совместных
02.05.2024 11:42
Для жизни и отдыха
Более 18 млрд рублей будет вложено в ближайшие годы на создание комфортной среды для жизни, работы и отдыха смолян. Это строительство и ремонт школ, детских садов, больниц, культурных и спортивных объектов, модернизация коммунальной системы, благоустройство общественных территорий и развитие общественного транспорта. Об этом сообщил губернатор Василий Анохин. По его словам, все работы и задачи в
Город32
О проекте Рекламодателям Партнёрам Правовая информация Карта сайта Архив
Go32.ru оперативно публикует актуальные новости Брянска и Брянской области. Политика, экономика, спорт, культурная жизнь, происшествия в Брянске. Все, о чем становится известно нам, мы тут же сообщаем нашим читателям. © 2011—2024

Статистика


Яндекс.Метрика