Ожили «Мёртвые души». Известный столичный режиссёр представил брянцам необычную постановку.
Брянский областной театр юного зрителя продолжает радовать своими премьерами. На этот раз труппа обратилась к бессмертному произведению Николая Васильевича Гоголя.
Для постановки «Мёртвых душ», называемых «энциклопедией русской жизни», был приглашён московский режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Государственного института театральных искусств Михаил Скандаров. Он уже известен брянским зрителям своими постановками в ТЮЗе — это и «Поздняя любовь» по пьесе А. Н. Островского, и «Горькая судьбина» по пьесе А.Ф. Писемского. Спектакли мастера также показывали в рамках воспитательно-просветительского проекта «Классика в классы».
Моментально и ментально
Однако именно премьерная постановка режиссёра стала для самого ТЮЗа новым шагом к освоению ярких форм и методов современного театра. Ведь все основные персонажи поэмы Гоголя воплощаются на сцене фактически тремя актёрами ТЮЗа. Актёр Алексей Чубаков тонко выписывает нюансы характера Чичикова, этого великого комбинатора XIX века. Народный артист РФ Владимир Аверин воплощает в спектакле более десятка гоголевских персонажей: Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Прокурор и многие другие. Актриса Оксана Башкатова также легко справляется с десятком ролей, среди которых зрители отметили не только женские, но и мужские. Например, кучер Селифан в её исполнении настолько органичен, что артистка иной раз прямо на сцене, произнеся слова автора, одним движением надевает сложный парик-маску и моментально перевоплощается в добродушно-грубоватого, вечно пьяного кучера. Стилистика переодевания, мгновенного перехода из одного образа в другой роднит этот спектакль со спектаклями театра Аркадия Райкина.
«Мёртвые души» брянского ТЮЗа кому-то могут показаться ярко-сатирическими, но и сам Гоголь указывает, что цель написания книги — «показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели». Гоголевский «смех сквозь слёзы» незримо присутствует на протяжении всех сцен спектакля, и это несомненная удача постановки. Юные зрители должны не просто заинтересоваться спектаклем, а почувствовать ментальное погружение в классическое произведение, его идеи и образы.
Лучше один раз увидеть
Впрочем, просвещением и нравственным воспитанием подрастающего поколения Брянский ТЮЗ занимается не первый год. С 2013-го проект ТЮЗа «Классика в классы» в увлекательной форме со сцены знакомит школьников с теми произведениями, которые они изучают в рамках образовательной программы: «Преступление и наказание», «Горе от ума», «Пиковая дама», «Маленькие трагедии», «Каштанка», «Чёрная курица» и другие.
Кроме того, с 2017 года в Брянском ТЮЗе в рамках партийного проекта «Культура малой родины» реализуется региональная программа «Импульс культуры — местным ДК». В обновлённых, отремонтированных сельских Домах культуры на Брянщине актёры ТЮЗа играют спектакли классического репертуара, русские сказки. Эту позитивную работу по созданию так называемых нематериальных духовных ценностей высоко оценил глава региона на закрытии Года театра в декабре.
Евгения ПЕТРОВСКАЯ