Застенчивость — болезнь роста

2012, 20 марта 03:40 Лента новостей
Застенчивость — болезнь роста

Застенчивость — болезнь роста

В определенный момент жизни ребенок начинает понимать, что кроме близких, которые любят его «просто так», существуют и другие люди, вовсе не обязанные его любить и защищать. Для них он просто один из многих. Чужаки разглядывают его, изучают, как-то оценивают. Сделанное открытие настолько меняет представление ребенка о мире и о себе, что ему необходимо некоторое время для того, чтобы понять, как к этому относиться. И вообще, как жить в мире, где о тебе складывается впечатление независимо от твоего желания. Именно в этот момент малыш вдруг становится застенчивым, ему хочется на время скрыться от чужих глаз и из «укрытия» присмотреться к окружающим, приспособиться к новым переживаниям.

Как это начинается?

Впервые ребенок узнает, что в мире есть незнакомые люди, примерно в 8-9 месяцев, когда начинает отличать родные лица от чужих. До того окружающий мир представляется ему калейдоскопом лиц, голосов и запахов, среди которых есть более-менее узнаваемые, но пока не запоминающиеся. К 8 месяцам в мозгу ребенка формируются постоянные связи, и он начинает запоминать и связывать между собой все вышеперечисленное, а также формировать образы знакомых людей. Так в его жизни появляются люди, а не сумма отдельных характеристик. Любой незнакомец — чужой для ребенка человек. Малыш его не знает, не привык к нему, не чувствует в нем необходимости. Чуждый предмет вряд ли вызовет страх. Реакция на него скорее будет больше похожа на вполне естественную настороженность по отношению к объекту, который вторгается в привычный мир. Новый человек требует пристального изучения. Если взрослый дает ребенку время рассмотреть его, приближается медленно и осторожно, то настороженность превращается в интерес — ведь все новое вызывает исследовательское любопытство. Такое отношение к незнакомым продолжается довольно долго, начинается в возрасте года, а заканчивается, когда малышу исполняется года полтора. За этим следует совершенно новый этап в жизни маленького человечка, связанный с тем, что он осознает свою отдельность. Это происходит примерно в два-три года одновременно с открытием собственной активности. До этого возраста малыш не очень понимал, что произошло само по себе, а что случилось при его участии. Тот факт, что банка упала и разбилась, не оставляет его равнодушным, но он никак не связывает ее падение с движениями, которые совершил непосредственно перед происшедшим. Но приходит время, и малыш осознает авторство своих действий и вместе с тем понимает, что он — самостоятельное, отдельное от окружающей среды существо, которое способно чего-то хотеть, что-то решать и менять в этом мире. Что означает это открытие? Очень многое. До него малыш внимательно, почти неотрывно изучал незнакомых людей, не понимая (ему, впрочем, это было безразлично), что в тот же самый момент другой человек так же разглядывает его самого.

Вместе с осознанием своей отдельности приходит понимание того, что вокруг существует целый мир таких же «отдельных» людей. Пока неизвестно, что это открытие может дать, ясно одно — перед малышом открылась дверь в совершенно новый мир.

Вот она!

Именно в этот переломный момент ребенок становится застенчивым. Приглядевшись, вы увидите, что эта реакция совсем не похожа на испуг. Малютка отводит глаза, опускает голову, прячет лицо, не хочет разговаривать — стесняется. Это состояние естественно и говорит о том, что малыш начал ощущать разницу между собой и другим человеком. Ребенок немного озадачен, растерян и смущен, чувствуя себя новичком, которого разглядывают и оценивают, и не очень понимает, как себя вести. Но вот выход найден: он прячется за стену, дверь, мамину спину и оттуда изучает обстановку. Постепенно малыш становится субъектом отношений. Что это значит? Ребенок перестает быть зависимым существом, теперь он — активный партнер, который способен сам строить отношения с людьми. Растерянность и озадаченность, связанные с осознанием факта существования других людей, проходят. Для малыша это больше не является новостью. Чувства, пришедшие на смену смущению, помогают ему ориентироваться и формировать свое отношение к любому, кто появляется в его жизни, и взрослому, и маленькому. Ребенок начинает понимать, чего и от кого он хочет, чего хотят от него и что могут дать друг другу люди. В это время становится видно, насколько малыши отличаются друг от друга. Одних процесс общения увлекает, они быстро находят общий язык с самыми разными людьми, легко знакомятся и охотно рассказывают о себе. Они уверены в себе, в своей нужности, им нравится быть среди людей, они интуитивно находят способы влияния на сверстников. Но и у таких активных и общительных ребят застенчивость может появляться в ситуациях, связанных с вниманием к ним других людей. Например, во время выступления перед публикой или при знакомстве с детьми в детском саду. Однако это стеснение быстро сменяется уверенностью. Но есть и другие малыши, для которых шумное общество не всегда лучшая компания. Они не стремятся к новым знакомствам, тщательно приглядываются и изучают каждого нового человека. Такие дети — не авантюристы, поэтому встреча с неизвестным вызывает у них разумную осторожность. В отношениях с людьми для них важнее надежность, понимание и постоянство, чем новизна и обилие контактов. Малыши гораздо чаще будут казаться застенчивыми и смущенными, хотя на самом деле это может быть лишь вежливым нежеланием общаться.

Если застенчивость мешает?

Вы замечаете, что при встрече с знакомыми ребенок чувствует себя скованно, все время пытается угадать, чего от него ждут, и ведет себя в строгом соответствии с этими ожиданиями.

Малыш ограничивает себя во всем, не отваживается что-либо делать, не отходит от знакомого человека, потому что не чувствует себя в безопасности. Тревога и страх могут быть так сильны, что буквально парализуют малыша, и он мечтает лишь об одном: провалиться сквозь землю. Похоже, контакты с людьми стали для него синонимом опасности, и он тщательно старается их избегать. И здесь уместно говорить уже не столько о застенчивости, сколько о неуверенности при общении. Откуда берется эта неуверенность? Возможно, в жизни малыша произошло событие, помешавшее развитию его социальной компетенции. Причиной может стать разрыв привычных связей, вызванный переездом, разводом родителей, рождением братика или сестрички. А может быть, привычная ситуация в жизни семьи вызвала у малыша ощущение, что окружающий мир враждебен и неинтересен. Может быть, вы сами воспринимаете встречи с другими, новыми людьми как визит к стоматологу (деваться некуда, но лучше бы избежать). На такое отношение ребенка к окружающему миру могут повлиять также ваши запреты на проявление или переживание чувств, особенно отрицательных: злости, огорчения, жадности, зависти. Сильная ориентация на других людей, преувеличенная забота о том, как малыш будет выглядеть в их глазах и что о нем подумают, тоже может оказать медвежьи услугу: вы научите малыша быть приятным для окружающих и не обращать внимание на собственные чувства. Как помочь ребенку oбрести уверенность при общении с другими людьми Нужно больше внимания уделять его чувствам и желаниям. Если маленький человек убедится, что близкие считаются с его переживаниями, то, и контактируя с посторонними, он будет уверен, что значит что-то как личность. Кроме того, детям полезно знать, что их родители и близкие не инструменты для выполнения их потребностей, а такие же люди со своими желаниями и чувствами. Можно попытаться «обезоружить» пугающие ситуации. Постарайтесь выведать, что вызывает особенный страх. Неизвестность? Пофантазируй вместе с малышом о том, что будет происходить, предложите cвои варианты и поощряйте идеи малыша. Совершенно реальные предположения перемешайте с комичными, нелепыми, с сказочными. Ориентируясь на малыша, допустите несколько страшных сюжетов: пережив страх «понарошку», он легче сможет побороть настоящий испуг. Если ребенка пугает, что его могут невыгодно оценить или отвергнуть, попробуйте поиграть с ним в такую игру: сам малыш бyдет тем, кто отвергает, оценивает, насмешничает, а вы тем, кто с этим справляет Кстати, если вы сами подвержены подобным страхам, то игра поможет и вам взглянуть на неприятные детские переживания глазами взрослого человека

Перейти к оглавлению раздела «Воспитание ребенка»

В продолжение темы похожие новости:
Проблемы дисциплины
Разборки двухлеток
Хорошие ли мы родители?
Что воспитывает детский сад
Когда у родителей разные подходы к воспитанию
Застенчивость — болезнь роста

В продолжение темы похожие новости:
Тест для папы
Радуйте!
Родительская любовь
Что воспитывает детский сад
Послушание
Воспитание игрой

Читайте также


Новости регионов


30.07.2025 11:45
Комплексный ремонт
В Смоленской клинической больнице №1, где проходят лечение маленькие и взрослые пациенты со всего региона, полным ходом идёт ремонт.    На объекте побывал губернатор Василий Анохин, который ознакомился с ходом работ, пообщался с подрядчиками и сотрудниками медучреждения. «Из областного бюджета на ремонт выделено 60 млн рублей. Сейчас строительные бригады работают на двух этажах больницы. Здесь приведут
30.07.2025 11:44
Чтобы тепло пришло вовремя
В регионе продолжается подготовка к отопительному сезону. Вопрос находится на личном контроле губернатора Василия Анохина.    «Необходимо свое-временно провести ремонтные работы, проверить системы и объекты теплоснабжения. Это касается как жилых домов, так и социальных учреждений», – отметил глава региона. Ведётся подготовка инженерной инфраструктуры: котельных, тепловых и водопроводных сетей. «За последние два года в Смоленской области капитально
30.07.2025 11:43
Скоро новоселье!
В Смоленской области условия жизни для селян становятся более привлекательными. Многие вопросы позволяет решать программа «Комплексное развитие сельских территорий». Ход её реализации обсудили на очередном заседании Правительства области, которое прошло под председательством губернатора Василия Анохина.  «Одно из ключевых направлений — строительство нового жилья. Предоставляем квартиры в новостройках работникам предприятий и бюджетных учреждений по договору найма
30.07.2025 11:42
Социальная миссия
В поддержке защитников СВО активно участвует и бизнес региона. Сотрудники нового смоленского многопрофильного медицинского центра «КБ-Клиник» регулярно передают аптечки и медикаменты на передовую и бесплатно обследуют бойцов. Ещё одно направление – помощь детям с ограниченными возможностями. На прошлой неделе состоялось официальное открытие нового филиала клиники, в котором принял участие губернатор Василий Анохин. Это уже пятый
30.07.2025 11:39
Новый опыт для героев
Как в регионе из участников СВО готовят руководителей. Программа «Герои СВОего времени. Смоленск» вышла на новый этап – уже сформирован   список курсантов, которые скоро приступят к обучению. Промежуточные итоги реализации проекта подвели на заседании Общественного совета, которое прошло при участии губернатора Василия Анохина.  Большой отклик «Утвердили список кандидатов, прошедших отбор. Наши защитники, проявившие мужество на
23.07.2025 11:39
Рыбное место
В Вязьме наладят производство  кормов для рыбных хозяйств России. Это будет одно из крупнейших и технологичных предприятий в стране, которое обеспечит рыбоводов высококачественными и экологически безопасными продуктами. Хорошей новостью поделился губернатор Василий Анохин. Производство будет располагаться на территории ООО «ВЗК», бывшего мелькомбината. (Предприятие входит в состав Агропромышленной группы компаний «МЕЛКОМ».)Сейчас здесь завершается масштабная реконструкция производственной
Город32
О проекте Персональные данные Рекламодателям Партнёрам Правовая информация Карта сайта Архив
Go32.ru оперативно публикует актуальные новости Брянска и Брянской области. Политика, экономика, спорт, культурная жизнь, происшествия в Брянске. Все, о чем становится известно нам, мы тут же сообщаем нашим читателям. © 2011—2025

Статистика


Яндекс.Метрика