Выступление депутата Брянской одбастной Думы Людмилы Комогорцевой на публичных слушаниях по обсуждению прогноза социально-экономического развития Брянской области и областного бюджета на 2014 и 2015-16 гг.
Выступление члена совета Брянской облдумы, депутата 5-го созыва
Л.К. Комогорцевой
на публичных слушаниях по обсуждению прогноза социально-экономического развития Брянской области
и областного бюджета на 2014 и 2015-16 гг.
14 ноября 2013 года
Уважаемые участники парламентских слушаний!
О социально–экономическом прогнозе на 2014г и на последующие два года.
В течение последних пяти лет при обсуждении этого документа мы отмечаем одни и те же недостатки и видим четкую закономерность в нежелании, а, может быть, и в неумении их исправлять.
Прежде всего, следует отметить большую погрешность в расчетах потенциала доходов и не учет предсказуемых расходов. Еще в мае 2012 года вышли Указы Президента РФ о необходимости повышения заработной платы бюджетникам. А спустя полгода, в ноябре, мы принимаем к сведению прогноз без учета расходов по этим указам (что составляет более 1,5 миллиардам рублей) и голосуем за социальный бездефицитный бюджет. Можно оправдываться кознями Москвы, не обеспечившей деньгами эти указы, но можно сослаться и на неверный прогноз. Области пришлось на эти цели взять банковский кредит, но в результате вместо прогнозируемого госдолга в размере 5-6 миллиардов рублей мы получили к концу года госдолг почти в 10 миллиардов. Причем около миллиарда надо заложить на 2014 год на его обслуживание. Только за один этот ущерб бюджету следовало бы департаменту по экономике вместе с его куратором подать в отставку.
Уже традиционно можно говорить о провале инвестиционной политики, если таковая у нас имеется. На это указывает, прежде всего, структура собираемых доходов. В два раза больше доходов мы собираем от налогов на физические лица (в 2014 г. должны собрать 8 млд.), чем от налога на прибыль работающих предприятий. Так, в 2014 году планируем собрать с предприятий те же 4 млд. рублей, что и в 2013г.
Ситуация в промышленности, мягко скажем, не блестящая. О провале инвестиций говорит такой показатель как индекс физического объема инвестиций. Он снизился соответственно с 142% (2010 год) до 100% (в 2013), и на 2014 год запланировано соответственно106%.
Кроме того, контрольно-счетная палата отмечает многочисленные цифровые неточности в экономических расчетах, что совершенно недопустимо для базового документа бюджета. Я бы сделала пожелание отсутствующему сегодня на публичных слушаниях Губернатору. Недавно он распорядился всем членам правительства заняться физическими упражнениями. Очень полезно для здоровья. Так вот, неплохо было бы организовать и ликбез по математике для правительственных экономистов, дабы они не допускали в ответственных документах ошибок в расчетах.
О бюджете Брянской области на 2014 год и два последующих года.
Сразу скажу, что увеличение в 2013 году на 28-48% заработной платы руководителям разных рангов отнюдь не обеспечило прорыва в экономике региона. Причин можно назвать много и разных, но результат, тем не менее, неутешительный.
В 2014 году планируется собрать собственных средств 19 млд. рублей, из них в размере 41,5 % запланированы доходы с налогов физических лиц. Потерянные в 2013 году 2 млд. доходов на прибыль предприятий вряд ли вернуться в наш бюджет. Почти 10 — миллиардный госдолг предполагает изъятие из бюджета почти миллиарда на его обслуживание. 600 миллионов заложены на выполнение майских указов 2012 года. Оставшиеся средства нужно разумно и приоритетно распределить.
Что должно являться самым главным приоритетом? Это наши люди — жители Брянской области, их здоровье, образование, благополучие. Особое внимание должно быть уделено нашим детям.
А мы, тем не менее, 80 млн. запланировали снять с оздоровления детей в 2014 году, фактически одну треть от затрат 2013 года (было 308 млн.). В тоже время на так называемый «праздник Урожая» увеличиваем расходы с 60 млн. (2013г.) до 80 млн. рублей! И что для нас важнее: потусоваться или оздоровить детей, особенно из радиационных районов?
Далее, чтобы нормально вести образовательный процесс, надо не только повысить зарплату педагогам, но и создать в образовательных учреждениях материально – техническую базу. А с этим у нас очень большие проблемы. Как только что сообщила депутат Брянского горсовета Максимкина Т.А., только городу Брянску на эти цели нужно 700 млн. рублей. У города их нет, в областном бюджете также. Остается закрыть половину школ?…
Еще один показательный пример о приоритетности. На охрану окружающей среды вместо традиционных 30-35 млн. на 2014 год запланировано всего 11 млн. Но в любом случае хотя бы часть этих средств нужно было в срочном порядке направить на оформление кадастровых документов особо охраняемых природных территорий, ибо уже 5 лет ждут своего часа 120 памятников природы. Иначе эти территории могут попасть под застройку, распашку и т.д. Но вместо этого мы 3 млн. рублей запланировали на обустройство охотничьих угодий! Хотя в других регионах деньги на эти цели дают заинтересованные инвесторы, но никак не бюджеты. Можно легко определить лоббистов этого «приоритетного» мероприятия.
Я привела лишь малую толику многочисленных примеров лоббистских приоритетов при формировании расходной части бюджета. Все они указывают на непрозрачность, отсутствие серьезного общественного, политического контроля, большого формализма со стороны экспертного и финансового контроля.
Лично у меня возникает большое сомнение в поддержке такого закона.