Чем гордится Виктор Четверов?

2024, 10 октября 12:17 Деловые новости
Чем гордится Виктор Четверов?

«Мой дед – легенда», — с гордостью может сказать внук Виктора Ивановича Четверова. Колоссальный срок, почти 40 лет, отработал Виктор Иванович на нефтепроводе «Дружба». Внес существенный вклад в развитие компании и в особенности в процветание родной станции «Лопатино» в Самарской области. А кроме того, стал родоначальником целой трудовой династии, которую сегодня продолжает внук Олег – нефтепроводчик уже в третьем поколении.

На месяцы вперед

— Мне повезло проработать с Виктором Ивановичем почти 15 лет. Для нас, коллег, он был и остается настоящим авторитетом. К нему прислушивались, обращались в сложных производственных ситуациях, учитывая и уважая его знания и опыт, — рассказывает начальник ЛПДС «Лопатино» Виктор Алямкин. – Поражали высокий уровень ответственности Виктора Ивановича и его осведомленность в отношении всего, что касалось производства. Если молодые сотрудники из-за большой занятости могли что-то упустить из виду или забыть, то Четверов всегда помнил, какие производственные события ожидаются на станции, и был к ним готов. Рабочий график у него был четко распланирован на недели, а порой и на месяцы вперед!

Виктору Четверову всегда доверяли самые ответственные и технически сложные участки работы: он был и руководителем товарно-транспортного отдела, и начальником резервуарного парка, и заместителем начальника станции по технической части – главным инженером. А начинал с самых азов – механиком и затем инженером-механиком.

Виктор Иванович и его супруга Елена Ивановна, так же посвятившая предприятию большую часть трудового пути — свыше 20 лет, оказались своего рода первопроходцами. Они стояли у истоков внедрения систем измерений количества и показателей качества нефти (которые коротко называют СИКН) при транспортировке нефти на экспорт. Интересным фактом в трудовой биографии супругов Четверовых стала длительная заграничная командировка в Польшу.

Особенности заграничной командировки

Чем гордится Виктор Четверов?

Виктор иванович в пос.Лопатино 1974 г

Как представители советской стороны нефтепровода Виктор и Елена были отправлены на работу на приемо-сдаточный пункт, служивший «кордоном» для поставок нефти в европейские страны. Виктор Иванович занял ведущую инженерную должность, а его супруга стала техником по учету нефти – одна из главных специальностей на любом приемо-сдаточном пункте. Специалистам требовалось отладить производственный процесс работы нового узла СИКН. Тогда подобные комплексы только начинали «зарождаться», поэтому все было в новинку, многое приходилось делать по наитию, основываясь на инженерном чутье.

«Комплекс СИКН обеспечивал совершенно новый подход к работе, — рассказывает Виктор Иванович Четверов. – До его появления использовали принципиально другую – резервную схему учета нефти. Количество отгружаемой нефти измеряли буквально с рулеткой в руках!  Процесс был весьма непростой и специфический». Представители от российской и польской стороны по лестнице поднимались на верх резервуара – на высоту 18 метров – и специальным прибором вручную определяли количество нефти в нем. Только после этого составлялись акты и подписывались документы по коммерческому приему сырья.

Выполнять замеры приходилось регулярно, в любую погоду, в том числе и зимой, когда лестница покрывалась льдом. К тому же большинство операторов были женщины… С появлением СИКНов все учеты по количеству и показателям качества нефти стали проводится автоматически. «То-то же был праздник! – вспоминает Виктор Иванович. – Нам, конечно приходилось отлаживать работу нового оборудования, чтобы не техника не давала сбоев. Но даже при всех дополнительных настройках разница между ручным и автоматизированным трудом оказалась огромной».

На советских сотрудниках, командированных в польский приемо-сдаточный пункт, в том числе и на супругах Четверовых, лежала большая ответственность – не упасть в грязь лицом перед иностранными коллегами, ведь они обеспечивали и контролировали бесперебойность поставок «черного золота» в партнерские государства. Больше двух с половиной лет Виктор Иванович и Елена Ивановна отработали в Польше, и на отлично справились с поставленной предприятием важной задачей.

По щелчку мыши

Чем гордится Виктор Четверов?

На строительстве резервуара на ЛПДС Лопатино. Виктор Четверов справа

На строительстве резервуара на ЛПДС Лопатино. Виктор Четверов справаВиктор Иванович стал свидетелем и участником целого ряда значимых перемен, произошедших на нефтепроводе. Застал запуск магистрального трубопровода «Дружба-2», призванного увеличить объемы транспортировки нефти. При нем на «Лопатино» провели массовую телемеханизацию задвижек. Изначально электрифицированные задвижки стояли только на самых основных участках – магистральных и подпорных насосах и кое-где на линейной части. Их было не больше 10 – 15 штук. Остальные же задвижки – огромные и очень тяжелые – приходилось вращать вручную. При выполнении технологических операций специалисты буквально крутили их руками.

От ручного труда уходили целенаправленно и планомерно: постепенно электрифицировали задвижки на резервуарном парке, комплексе СИКН и других технологических узлах станции. Сейчас все задвижки на станции (более 200) легко открывают и закрывают одним щелчком компьютерной мыши с рабочего места оператора. Это позволяет без лишних трудозатрат менять режимы перекачки нефти, «отсекать» необходимые участки трубопровода для проведения плановых ремонтных работ и выполнять другие производственные операции.

Дорогу ВИПам!

«Самым значимым событием на моем трудовом «веку» стало масштабное техническое перевооружение станции, коснувшееся практически всех аспектов производства. Модернизация оказалась настолько массовая и всеобъемлющая, что постепенно охватила самые разные направления работы», — не скрывает воодушевления Виктор Иванович. Преобразования происходили как на площадочных объектах станции, так и на линейной части нефтепровода.

Устанавливались новые камеры пуска-приема средств очистки и диагностики, которые позволили вывести диагностику трубопровода на качественно новый уровень. Запускаемые через камеры внутритрубные инспекционные приборы, так называемые ВИПы, двигаясь по трубопроводу, дают комплексную оценку его состояния: выявляют все дефекты, трещины, истончения металла. А специальные скребки проводят комплексную очистку трубопровода от отложений для его бесперебойной работы.

Новый вид – новое качество

Совершенно иной вид начал приобретать резервуарный парк. «Во время моей работы практически все резервуары были старого образца – железобетонные, углубленные в землю. Многие из них сохранились еще с момента открытия станции, простояли по 30 лет», – говорит Виктор Четверов. Несмотря на отменное качество бетона специальной марки, крыши железобетонных резервуаров (ЖБР) со временем начинали трескаться и крошиться под воздействием агрессивной среды – газа и влажности.

Сначала на станции приняли временное решение: бетонные плиты с крыш ЖБР убирали, а на их место ставили более современные плавающие крыши. Они позволяли избегать избыточного давления и, соответственно, опасной загазованности. А после и вовсе перешли к строительству качественно нового вида резервуаров – вертикальных стальных. К выходу Виктора Ивановича на пенсию в 2012 году на «Лопатино» активно велась первая очередь перевооружения резервуарного парка, и появлялись первые вертикальные стальные резервуары – совершенно новые по конструкции и куда более современные, чем ЖБР.

На резервуарах стали устанавливать новые газоуравнительные системы – ГУС, которые профессионалы иногда шуточно называют «ГУСеницы». Они уравнивают избыточное давление в резервуарах и снижают потери углеводородов в процессе хранения. Но, в первую очередь, системы монтировали не для экономической выгоды, а для недопущения загазованности – сохранения экологии и промышленной безопасности сотрудников.

— Когда я только устроился на станцию, был удивлен одним фактом, — делится запоминающимся моментом из трудовой биографии собеседник. – Неоднократно проходя мимо насосного зала, обращал внимание, что дверь туда открыта, хотя на улице зима и холод. Как-то поинтересовался, в чем причина. Сослуживцы ответили, что периодически загазованность повышается, появляется специфический запах сероводорода, и даже немного кружится голова. Вот они и проветривают. Чтобы избежать загазованности и обезопасить сотрудников, был принят целый комплекс мер.

А челябинские не хуже…

Чем гордится Виктор Четверов?

при сроительстве узла учета нефти в Польше

Гордость у ветерана вызывает масштабное импортозамещение, которое достигло в «Транснефть – Дружбе» небывалых высот. «Особое внимание во время модернизации производства уделялось переходу с импортного оборудования на наше, отечественное, — отмечает Виктор Четвертов. – Когда я начинал работать практически все было привозное, от крошечной гайки до огромной задвижки диаметром больше метра. Насосы, задвижки, трубы везли из-за границы: Италии, Чехии, Германии, Англии, Австрии. Иногда обида брала, что своего практически не выпускали. Зато потом постепенно трубы начали делать в Челябинске, задвижки – в Пензе, появились отечественные насосы, электродвигатели, узлы учета нефти, электроника… И, я вам скажу, отечественные приборы и запчасти ничуть не уступают иностранным. Не хуже в эксплуатации, надежные, да еще и выполнены с учетом наших погодных условий. Русский человек если уж за что возьмется, то сделает на совесть».

Собеседник рассказывает еще один показательный случай. В середине 90-х в составе группы нефтепроводчиков по обмену опытом он отправился в США. В профильном университете и на нефтеперекачивающей станции в Хьюстоне советских гостей провели по производственным площадкам и продемонстрировали работу со всех сторон. Больше всего Виктора Четверова поразило, насколько все было автоматизировано. При схожем объеме транспортировки нефти работу зарубежной станции обеспечивало всего 30 человек, в то время, как на «Лопатино» — больше 200! «Тогда из-за кризиса мы сильно отставали, и многое из внедренного в Америке казалось чуть ли не фантастикой. Но спустя каких-то пять лет, в начале двухтысячных, у нас произошел настоящий рывок, и, по-моему, мы зарубежных коллег не только догнали, но и обогнали», — делится мнением Виктор Иванович.

Перенял «эстафету»

Чем гордится Виктор Четверов?

Виктор Иванович с супругой, продолжателем династии — внуком Олегом и правнучкой

По стопам Виктора Ивановича и его супруги пошел и их сын Александр. Свыше 15 лет он проработал на ЛПДС «Лопатино» водителем, по отзывам коллег, всегда отличался добросовестностью – со всей серьезностью подходил к выполнению трудовых задач. Жена Александра Елена также трудилась на станции. За десятилетний трудовой путь из рядового лаборанта «выросла» до начальника испытательной лаборатории нефти. Пример родителей повлиял и на их сына, внука Виктора Ивановича, Олега. Переняв «эстафету» от старших, именно он сейчас продолжает семейное дело. Любопытно, что, как и в свое время дедушка, Олег работает на узле СИКН, является мастером приемо-сдаточного пункта. Интересен и другой факт: супруга Олега Анна — тоже представитель династии нефтепроводчиков. Как и мать, она работает в компании лаборантом химанализа, а ее отец трудится на нефтяном приемо-сдаточном пункте. Вот так две трудовые династии слились в одну.

«Династия Четверовых – очень достойная. Тот случай, когда усилия нескольких поколений направлены на развитие общего дела», — дает характеристику коллегам начальник линейной производственно-диспетчерской станции «Лопатино» Виктор Алямкин. Члены трудовой династии застали практически все вехи развития ЛПДС, ведь общий их стаж превышает сто лет!

Фото предоставлено АО «Транснефть – Дружба» 

Читайте также


Новости регионов


20.11.2024 16:45
Век литературы
Смоленская писательская организация отметила юбилей. В большом концертном зале областной филармонии прошёл торжественный вечер, посвящённый 100‑летнему юбилею Смоленской писательской организации. Её создание в 1924 году инициировал Михаил Исаковский. В 90‑е годы была образованы областная организация Союза писателей России под руководством поэта и литературного критика Виктории Бобарыкиной, а также региональное отделение Союза российских писателей, которое возглавил поэт и публицист Владимир Макаренков. Сегодня писательское
20.11.2024 16:44
Миллиарды на развитие
Озвучены основные параметры бюджета региона — 2025. Как будет жить область в ближайшие годы, какие проекты будут реализованы, на что будут направлены бюджетные средства и сохранит ли главный финансовый документ региона социальную направленность? Ответы на эти и другие важные для каждого жителя Смоленщины вопросы прозвучали во время состоявшихся 11 ноября публичных слушаний, посвящённых проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026/27 год.