О проблемах и пути решения незаконных смс-рассылок

2021, 06 октября 13:38 Колонка УФАС

О проблемах и пути решения незаконных смс-рассылок ответила заместитель руководителя управления ФАС России по Брянской области Новикова Наталья Александровна

Вопросы, связанные с распространением рекламы посредством отправки смс-сообщений в настоящее время очень актуальны.     Механизм такого вида распространения рекламы, как рассылка смс-сообщений о предоставляемых услугах, бонусах, скидках, акциях и т. д. на телефонные номера абонентов, регулируется нормами статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), согласно которым основным условием законности вышеуказанной рассылки является наличие предварительно согласия абонента на ее получение.

Федеральный закон «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Вместе с тем, согласно официальной позиции ФАС России, изложенной в письме  от 11 ноября 2019 года  N ДФ/98054/19 «О надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» установлено, что  согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Федерального закона «О рекламе», поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Вместе с тем, лица, выступающие заказчиками таких рекламных рассылок и их технически организующие часто «забывают» о необходимости получения такого предварительного согласия и буквально засыпают смс-спамом абонентов мобильных сетей.

Указанные нежелательные рекламные рассылки вызывают обратный эффект: получатели, не изъявившие  желания получать информацию какого-либо   характера  от неизвестных лиц в неограниченном количестве (иногда до нескольких сообщений  в день), испытывают объяснимое недовольство  и, как следствие, вынуждены обращаться за защитой своих прав в антимонопольный орган с требованием о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Статистика показывает, что из года в год количество заявлений, поступивших от граждан, на несанкционированную смс-рассылку не уменьшается и по-прежнему занимает одно из лидирующих мест из общего количества заявлений на ненадлежащую рекламу.

Подобную тенденцию отмечает и ФАС России, размещая на официальном сайте данные о том, что в 2020 году ФАС России рассмотрела свыше 16 тысяч заявлений о нарушении рекламного законодательства. Было пресечено почти 5 тысяч нарушений, назначено штрафов на 77,5 млн рублей. Выдано свыше 2 тысяч предписаний.

В большинстве случаев указанным способом рекламируются финансовые услуги микрофинансовых организаций по выдаче займов, предоставлению кредитных карт и т.д.

Законом “О рекламе” ответственность за нарушение статьи 18 возложена на рекламораспространителя, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств или рекламопроизводителя, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Проводимая территориальными органами работа по данному направлению деятельности в части установления рекламораспространителя/цепочки рекламораспространителей и привлечения их к административной ответственности, зачастую трудоемка и требует  больших  временных затрат, но по итогу не решает в полном объеме проблему незаконных смс-рассылок абонентам без предварительного согласия на их получение.

В 2021 году  в Брянское  УФАС России поступило более 100 заявлений о получении нежелательной рекламной рассылки. При этом, факты нежелательной рассылки подтверждаются только на 30%. В остальных случаях лица давая согласие на смс-информирование, в последствии забывали о даче согласия, или оставляли согласие фирмам посредникам, которые используют данные согласия по договорам на предоставления услуг и фирмами-партнерами, о чем потребитель был уведомлен, как правило мелким шрифтом в договоре или анкете.

С учетом позиций  территориальных органов ФАС России  Брянское  УФАС России обращает внимание потребителей при подписании документов и анкет, в которых может содержаться согласие на предоставление сведений третьим лицам и информирование их о рекламных продукта, быть более внимательными, что позволит сделать борьбу антимонопольных органов с смс-спамом намного эффективнее.

Читайте также


Новости регионов