Как развивалось антимонопольное законодательство в Российской Федерации?
Антимонопольное регулирование непременный атрибут рыночной экономики, обязательное условие нормального, развития экономической системы. В общем виде оно предполагает комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации.
Существует две основные системы антимонопольного законодательства:
— американская в качестве основного принципа провозглашающая запрещение монополий;
— европейская ограничивающая только их злоупотребление.
Антимонопольное законодательство РФ развивается по европейской системе, то есть путем ограничения злоупотребления монополией.
В 1991 году переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Антимонопольное законодательство, последовательно формирующееся в России с 1991 г. в своем развитии прошло несколько этапов.
I антимонопольный пакет в 2006 году ввел в действие закон о защите конкуренции (135-ФЗ), установил новые правила конкурентного регулирования, конкретизировал основные понятия, ввел поправки в КоАП, которые установили оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Благодаря этим поправкам уже в следующем году размер взысканных ФАС России штрафов повышается до 1,5 млрд. рублей. При этом 1,5 млрд. — лишь чуть более одной десятой наложенных решениями антимонопольных органов штрафов, достигающих 13 млрд.рублей. Это стало стимулом для исполнения нового антимонопольного закона.
II антимонопольный пакет в 2009 году внес свои изменения в антимонопольное законодательство:
— Расширены и конкретизированы полномочия ФАС.
-Регламентирована процедура проверок соблюдения антимонопольного законодательства.
— Разрешены «рейды на рассвете».
— Уточняются положения о порядке уплаты оборотных штрафов.
— Появилась новая редакция ст. 178 УК о самых серьезных нарушениях антимонопольного законодательства.
III антимонопольный пакет в 2012 году установил курс на либерализацию антимонопольного законодательства и ввел новый механизм работы – предупреждение нарушения. Помимо этого:
— появился термин «картели».
— Допускаются гражданские иски по возмещению экономических убытков, причиненных нарушениями антимонопольного законодательства.
-Уточнен перечень признаков ограничения конкуренции.
IV антимонопольный пакет в 2015 году продолжил дальнейшую либерализацию законодательства. Он расширил институты предупреждения и предостережения на действия органов власти и недобросовестную конкуренцию. Продолжилась концентрация на крупных делах, имеющих влияние на состояние конкуренции в целом, а не ущемляющих интересы конкретных потребителей. Расширено число соглашений, которые подпадают под антимонопольное регулирование.
V (цифровой) антимонопольный пакет уже разработан, но пока не принят. Он должен распространить антимонопольное регулирование на интернет-площадки. Например, на поисковики и онлайн-магазины. Для этого вводятся новые критерии доминирующего положения на рынке – владение инфраструктурой и наличие «сетевого эффекта». Под инфраструктурой понимают платформу, которая нужна для взаимодействия других хозяйствующих субъектов или потребителей. А «сетевой эффект» – это получение экономической выгоды от количества пользователей, в том числе с помощью сбора и обработки данных.