Как развивалось антимонопольное законодательство в Российской Федерации?

2024, 26 июля 16:56 Деловые новости
Как развивалось антимонопольное законодательство в Российской Федерации?

Антимонопольное регулирование непременный атрибут рыночной экономики, обязательное условие нормального, развития экономической системы. В общем  виде оно предполагает комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению  условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации.

Существует две основные системы  антимонопольного законодательства:

— американская в качестве основного принципа провозглашающая запрещение монополий;

— европейская ограничивающая только их злоупотребление.

Антимонопольное законодательство РФ развивается по европейской системе, то есть путем ограничения злоупотребления монополией.

В 1991 году переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Антимонопольное законодательство, последовательно  формирующееся в России с 1991 г. в своем развитии прошло несколько этапов.

I антимонопольный пакет в 2006 году ввел в действие закон о защите конкуренции (135-ФЗ), установил новые правила конкурентного регулирования, конкретизировал основные понятия, ввел поправки в КоАП, которые установили оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Благодаря этим поправкам уже в следующем году размер взысканных ФАС России штрафов повышается до 1,5 млрд. рублей. При этом 1,5 млрд. — лишь чуть более одной десятой наложенных решениями антимонопольных органов штрафов, достигающих 13 млрд.рублей. Это стало стимулом для исполнения нового антимонопольного закона.

II антимонопольный пакет в 2009 году внес свои изменения в антимонопольное законодательство:

— Расширены и конкретизированы полномочия ФАС.

-Регламентирована процедура проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

—  Разрешены «рейды на рассвете».

—  Уточняются положения о порядке уплаты оборотных штрафов.

— Появилась новая редакция ст. 178 УК о самых серьезных нарушениях антимонопольного законодательства.

III антимонопольный пакет в 2012 году  установил курс на либерализацию антимонопольного законодательства и ввел новый механизм работы – предупреждение нарушения. Помимо этого:

—  появился термин «картели».

— Допускаются гражданские иски по возмещению экономических убытков, причиненных нарушениями антимонопольного законодательства.

-Уточнен перечень признаков ограничения конкуренции.

IV антимонопольный пакет в 2015 году продолжил дальнейшую либерализацию законодательства. Он расширил институты предупреждения и предостережения на действия органов власти и недобросовестную конкуренцию. Продолжилась концентрация на крупных делах, имеющих влияние на состояние конкуренции в целом, а не ущемляющих интересы конкретных потребителей.     Расширено число соглашений, которые подпадают под антимонопольное регулирование.

V (цифровой) антимонопольный пакет уже разработан, но пока не принят. Он должен распространить антимонопольное регулирование на интернет-площадки. Например, на поисковики и онлайн-магазины. Для этого вводятся новые критерии доминирующего положения на рынке – владение инфраструктурой и наличие «сетевого эффекта». Под инфраструктурой понимают платформу, которая нужна для взаимодействия других хозяйствующих субъектов или потребителей. А «сетевой эффект» – это получение экономической выгоды от количества пользователей, в том числе с помощью сбора и обработки данных.

Читайте также


Новости регионов