Легенды Брянской драмы. В городе хотят увековечить имена заслуженных актёров театра
Коллектив Брянского театра драмы им. А. К. Толстого и Брянское отделение Союза театральных деятелей России обратились в горадминистрацию с инициативой установить мемориальную доску на доме №24 по проспекту Ленина в Советском районе Брянска, где жил народный артист РСФСР Герман Дмитриевич Постников. Идею поддержали городские чиновники и депутаты.
Расскажем подробнее о жизни и творчестве этого поистине народного артиста, который, подарив свой талант Брянску, составил эпоху в истории города и театра.
Таганрог-Брянск. В статусе заслуженного
Имя Германа Дмитриевича Постникова появилось в списке труппы Брянского драматического театра в 1965 году. Тогда ему было 52 года. Он заслуженный артист РСФСР.
Приехал из Таганрогского театра им. А.П. Чехова; исполнитель основных ролей чеховского репертуара: Дорн («Чайка»), Войницкий («Дядя Ваня») Лопахин («Вишнёвый сад»). Служил в театрах Симферополя, Нижнего Тагила, Орджоникидзе, в театре группы советских войск в Польской Народной Республике.
Так что в Брянский театр он пришёл уже сформировавшимся артистом, со своей жизненной и творческой позицией, с богатым репертуарным листом (Каренин, Макар Нагульнов, профессор Окаёмов, Лаврецкий, Тихон в «Грозе»…)
С первых театральных работ актёр сумел завоевать признание коллег и искреннюю любовь брянской публики.
Премьерный зритель в те времена был категория особая… Театралы! В премьерном зале все знали друг друга, по крайней мере в лицо. Это была особая каста брянских жителей. Они раскланивались при встречах на улице, обменивались впечатлениями о спектакле… При этом статус собеседников не имел никакого значения. А если в программке спектакля указаны два состава исполнителей — они непременно смотрели оба! Обсуждали, сравнивали. И вот эту публику сумел покорить Герман Постников с первых минут на брянской сцене.
Всего две роли: яркий, эпизодический по существу, образ гитлеровского наместника на Украине гауляйтера Коха в спектакле «Сильные духом» и одна из главных ролей — Чадаев в спектакле «Вдовец». Эти две первые работы в нашем театре позволяют судить о творческом диапазоне актёра. С одной стороны — образ гитлеровского ставленника, получившийся нестандартным, не ходульным, а с характерными подробностями, с другой стороны, наш современник, простой шофёр-«бараночник», красоту души которого сумела разгадать незаурядная женщина. Разглядеть и поверить. Следующей большой работой актёра стало создание образа Владимира Ленина в спектакле «Шестое июля» в постановке нового главного режиссёра театра Анатолия Новикова. Творческий портрет Постникова определился в первый же сезон.
Сын фабриканта из Сормова
Герман Постников родился в 1913 году в Нижнем Новгороде в семье мелкого служащего — так указал с подачи самого Германа Дмитриевича в творческом портрете актёра для газеты «Брянский рабочий» Александр Васильев, директор Брянского театра и театровед в 1966 году. Лукавство? Да, но понятное и объяснимое. Постников родился в семье крупного фабриканта из Сормова (ныне один из районов Нижнего Новгорода). И как вспоминает журналист Юрий Григорьев, сын супруги Постникова:
«…Когда в Брянск приехала мама Германа Дмитриевича, то в полушутку, а по сути всерьёз просила близких и родных называть её «барыней», а сына «барином»…». Сразу вспоминается парадный портрет Постникова с неизменной бабочкой!
Тайком от отца
А начинался путь в профессию как у многих.
В 1930-м окончил десятилетку и по настоянию отца поступил в плановый институт. Интерес к театру проявился рано: он принимал участие
в школьных любительских спектаклях. Студентом, тайком от отца, поступил в актёрскую школу-студию при Горьковском драматическом театре.
Экзаменом на творческую состоятельность явилось исполнение им роли Полежаева в спектакле «Профессор Полежаев» (пьеса Леонида Рахманова) — первое публичное выступление начинающего актёра. Молодому 22-летнему человеку сложно было перевоплотиться в пожилого 75-летнего интеллигента-учёного, перешедшего на сторону молодой Советской республики. Трудная творческая задача. Пришлось перечитать множество книг о Тимирязеве, который являлся прообразом профессора Полежаева.
В 1939 году Постникову посчастливилось работать над сценическим воплощением образа Ленина в спектакле «Вечное перо» (пьеса Николая Шестакова). Читателю необходимо напомнить, что в то время образ Ленина был художественно воссоздан только выдающимся актёром эпохи Борисом Щукиным, а на сценах периферийных театров ещё не нашёл ни воплощения, ни разрешения на это. Что усложняло работу актёра.
Но «…За удачное исполнение роли Ленина» Постников получил специальную премию и был награждён творческой командировкой в Москву.
В годы Великой Отечественной войны Постников участвует в фронтовых бригадах на Волховском фронте, награждён правительственными наградами.
Пас. В футболе и на сцене
Он исключительно, порой до жестокости, был требователен к себе и мягко, но настойчиво относился к товарищам по сцене. Эта требовательность шла не от человеческого характера, а от осознания актёром эстетических и нравственных идеалов, от точного понимания силы воздействия театрального искусства, где нет места фальши. Недаром для него — заядлого футбольного болельщика (фанат, как бы теперь сказали, Валерия Лобановского и киевского «Динамо»), преферансиста, игрока и тонкого ценителя русского бильярда — ключевым понятием, соединяющим хобби и профессию артиста, было слово «пас». Как важно дать «пас» вовремя, грамотно, элегантно. Именно пас определяет дальнейший процесс и приводит к победе. На сцене и на футбольном поле.
Брянский Сальвадор Альенде
Раввин Де Сантес с молодым Леонидом Кулагиным в спектакле «Уриэль Акоста» по пьесе Карла Гуцкова. Спектакль, который до сих пор вспоминают брянские театралы! «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого в постановке Анатолия Новикова. Генри Сент-Джон, виконт Болингброк — в замечательном дуэте с Марией Гермацкой в «Стакане воды» Эжена Скриба.
А образы русского купечества — мощные, колоритные, достоверные: Кнуров («Бесприданница» Александра Островского), Егор Булычев в одноимённой пьесе Максима Горького, Хлынов из «Горячего сердца».
Яркими событиями семидесятых годов в истории театра и творческой карьере Постникова стали спектакли «Аристократы» по пьесе Николая Погодина (чекист, начальник лагеря) и «Чилийская трагедия» (Сальвадор Альенде, Президент Республики Чили) Юлия Чепурина в постановке нового главного режиссёра театра Виктора Терентьева.
Спектаклем «Чилийская трагедия» Брянский театр одним из первых в стране откликнулся на события в Чили, всколыхнувшие весь мир в 1972 году. Спектакль удостоен памятного вымпела Коммунистической партии Чили. О нём писала центральная пресса. Театр показывал спектакль в Москве на сцене Театра им. Вл. Маяковского и на гастролях в Народной Республике Болгарии.
На Всесоюзном фестивале спектаклей, посвящённом 30-летию Победы, спектакль «Господин бургомистр» по пьесе Петра Лучина в постановке Владимира Голуба отмечен дипломами Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР, а исполнитель главной роли Герман Постников награждён серебряной медалью памяти народного артиста СССР Алексея Попова.
Но самыми важными и значимыми наградами для Постникова были аплодисменты зрительного зала. Ему и его коллегам (а коллеги — Мария Гермацкая и Татьяна Силина, Константин Вологдин, Василий Богатырёв, Николай Лисовский, Александр Бабаев, Борис Зайденберг, Леонид Кулагин, Павел Ефимов, Инга Хотяновская, Марина Гаврилова, Валерий Прохоров, Валерий Мацапура, Владимир Мусатов и другие) аплодировали на спектаклях «Энергичные люди» Василия Шукшина, «Горе от ума» Александра Грибоедова и «Берег» Юрия Бондарева, «Зимняя сказка» Уильяма Шекспира и «Чудаки» Максима Горького. Аплодировали в родном Брянске и в гастрольных поездках театра.
В 1976 году Герману Дмитриевичу Постникову было присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».
Вот такой характер!
Артисты редко уходят на пенсию. Герман Постников ушёл. В 70 лет. Здоровье больше не позволяло выходить на сцену.
Из окон его квартиры на проспекте Ленина, 24 хорошо видна Театральная площадь и кусочек здания театра. Его театра. Но порог театра он больше не переступал. Ни разу. Вот такой характер!
Ушёл из жизни в 1996-м, на 83-м году жизни, а в истории театра осталась почти двадцатилетняя страница побед народного артиста РСФСР Германа Дмитриевича Постникова на сцене Брянской драмы.
Материал по архивам театра подготовила Ирина ДРОХАНОВА
Фото предоставлено театром.